Из Познани — по миру

Рассказ иркутских студентов, на время ставших польскими

Свое знакомство с Польшей мы продолжили в столицах — бывшей и настоящей. Начать решили с Кракова. В XIV—XVII веках именно он был главным городом государства. А вплоть до XVIII века здесь короновали польских королей. Мы просто не могли не побывать в городе, центр которого внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остались без ночлега

В этот раз мы отправились в путешествие сами, без наших польских подруг. Дорога из Познани до Кракова заняла восемь с лишним часов. Они показались такими долгими. Особенность междугородних польских поездов в том, что совершенно негде прилечь. Несмотря на то, что вагоны делятся в основном на купе, в них есть только сидячие места для восьмерых человек. Если не повезет и купе будет заполнено, а сидеть придется с незнакомыми людьми, тут даже голову некому от усталости на плечо положить.

Так что, когда в девять часов вечера была объявлена станция «Краков Главный», мы очень радовались. Это потому что не знали, что нам за ночка предстоит... Но обо все по порядку.

Для начала нужно было где-то остановиться. Мы стали искать ближайший хостел — недорогое место для ночевки. Первый переполнен, второй закрыт, гостиница нам показалась слишком дорогой. В поиски ночлега мы подключили Дануту. Из Познани по телефону она пыталась прозвонить все возможные варианты, но все безуспешно — как-то не подумали, что в пятницу вечером все может быть занято. Через пару часов мы осознали, что остаемся ночевать на улице в незнакомом городе в чужой стране. Уходить далеко от вокзала было страшно, так что пошли гулять по окрестностям. Оказалось, центр города в двух шагах, а нам представилась возможность осмотреть некоторые достопримечательности при лунном свете.

Краков — такой же студенческий город, как и Познань. И в пятницу здесь также начинаются народные гуляния. Толпы молодежи перемещаются из одного развлекательного заведения в другое — из кафе в бары, из баров в клубы. И так всю ночь. Вот и мы затесались в общую массу.

Круглосуточные кафе были как раз кстати. Мы сильно проголодались от всех переживаний. Кроме обычных закусочных, в любом городе Польши очень популярны кебаб-бары. В них готовят разные вредные вкусности: огромные бутерброды с мясом и зеленью, «тортильи» — завернутый в лаваш салат. Всего, наверное, видов 50 подобных блюд. Еще в Познани мы решили не злоупотреблять такой едой, боясь потом не влезть в дверь самолета. Но не попробовать краковский кебаб было бы непростительно.

Бомжи — «улитки»

Утолив голод, мы мельком пробежались по центру. Ноги подкашивались от усталости, поэтому было решено найти лавочку. Скамейка в парке напротив вокзала стала нашим прибежищем. Оттого, что по городу носилась взад-вперед молодежь, было не так страшно и обидно, что мы остались без нормальных кроватей — как будто так и надо.

Утром открылся вокзал. Похолодало. Очень хотелось зайти в какое-нибудь помещение, так что мы поплелись туда. А кроме нас — все бомжи района. И голуби. Жуткий запах, вновь сидячее положение и присутствие подозрительных личностей вокруг снова не дали поспать. Что делать? Пришлось наблюдать.

Бомжи в Кракове оказались интересными. Они, как улитки: что называется «все свое ношу с собой». Идет вот такой человек, а за собой тащит тележку, которую он, судя по всему, умыкнул из супермаркета. А в ней чего только нет: одежда, обувь, одеяла... Вплоть до кружек и ложек. Один из них на вокзале вытащил из тележки сотовый телефон и поставил заряжаться в местную розетку. Жаль только, мыла они с собой не носят.

Замок королей

Когда рассвело, мы пошли гулять по городу. С утра, когда в кармане лежали билеты в Познань, он показался нам не таким уж мрачным. Главной нашей целью было дойти до Вавельского холма на берегу Вислы, где стоят Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Это один из главных символов Польши.

К замку ведут многочисленные лестницы. А на входе гостей встречает памятник Тадеушу Костюшко — национальному герою страны, организатору восстания 1794 года в Польше, Белоруссии и Литве. Кстати, именно здесь Костюшко похоронен.

Замок и собор в комплексе — величайшее зрелище, хотя и немного мрачноватое — в духе средневековья. Даже описать сложно. Это место считается венцом польской сдержанной архитектуры.

Каменные укрепления на месте Вавеля начали возводиться Вацлавом II в 1290—1300 годах. Сегодня в замке расположена экспозиция, посвященная быту польских королей: покои, тронный зал, оружейная палата и сокровищница. В кафедральном соборе похоронены польские короли, величайшие польские поэты и политические деятели.

В апреле 2010 года в Вавельском замке упокоился президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, погибшие в авиакатастрофе под Смоленском. По иронии судьбы рядом с Вавельским холмом находится памятник, посвященный событиям Катыни.

В одной из стен мы увидели странной формы железяку, извергающую пламя. При ближайшем рассмотрении ей оказался дракон. Это огнедышащее мифическое животное — символ Кракова. Накупив сувениров с изображением дракона и сфотографировав железного зверя, мы отправились на вокзал, где нас ждал поезд на Познань.

В Англию за 400 рублей

Перед поездкой в теперешнюю столицу Польши, Варшаву, мы подготовились: хостел заказали еще из Познани, с нами поехала Данута. Первое впечатление от города — стоящий совсем рядом с вокзалом Дворец культуры и науки. Здание так похоже на МГУ. Еще бы... Дворец — подарок Советского Союза польской столице к фестивалю 1955 года, проходившему в Варшаве. Изначально оно носило имя Сталина. Это самая высокая постройка во всей Польше — 237 метров высотой. Утром, когда мы прибыли в Варшаву, верхушка Дворца была окутана туманом. Это сразу придало городу некую таинственность.

Кроме прогулок по Варшаве мы планировали дойти до британского посольства. Дело в том, что обычная шенгенская виза в Англию не действует. А билеты из Польши в Лондон стоят на наши деньги копейки — можно найти рейс за 400 рублей туда и обратно. Правда, в посольстве нам ответили, что виза делается больше месяца, для нас это получалось слишком долго и дороговато. Так что в Англию мы так и не слетали...

Сирена — на страже

...Зато прогулялись по Варшаве. Вечером польская столица светится. Иллюминация идет от всего: фонари, подсветка домов, костелов и памятников. На Дворцовой площади у колонны Сигизмунда свое умение показывали жонглеры, также играющие с огнем. Всю восточную часть площади занимает Королевский замок. В XIII веке тут стояла деревянная крепость, потом построили дворец, вокруг которого вырос Старый город. Мощеные, мокрые от дождя улочки, светящиеся игрушечные домики... В соборе святого Яна продолжалась служба. Дверь здания навевала, честно говоря, ужас: на ней прикреплены бюсты безруких ангелов. Президентский дворец, вход в который охраняют львы, знаменитые городские ворота Барбакана мы тоже увидели ночью. Варшава при дневном свете оказалась не менее красивой — зеленая, полная парков и аллей.

У каждого города Польши свой символ. У Варшавы — «сиренка», русалка-воительница с мечом и щитом в руках. Она охраняет город и польский народ от всех напастей. Ее в бронзовом исполнении мы увидели на старом рынке столицы. Туристы приходят сюда, чтобы полюбоваться красотой готических костелов, крепостными стенами, фасадами старых домов. А местные жители — чтобы покормить голубей.

О трагических моментах истории города напоминает памятник Повстанцам Варшавы. С 1 августа по 2 октября 1944 года горожане бились против нацистов. Советские войска не успели прийти на помощь полякам, поэтому, несмотря на отчаянное сопротивление, восстание было подавлено. У мемориального комплекса всегда лежат живые цветы в память о сотнях погибших.

Интересно, в Варшаве нет полного ощущения, что находишься в столице. Наверное, потому что нет высоток и кричащих вывесок. Обстановка здесь какая-то спокойная, даже домашняя. При этом почти каждый дом похож на дворец.