Из Познани — по миру

Рассказ иркутских студентов, на время ставших польскими

Стажировка в Польше стала для нас большим подарком. Мы познакомились с интересными людьми, узнали много нового, начали изучать язык. Но быть в Европе и просидеть все время в одном городе было бы глупо. Поэтому в свободное от учебы время мы старались уезжать из Познани, благо шенгенская виза давала нам зеленую дорогу в другие государства Старого Света. Но для начала мы решили проехать по Польше.

Вроцлав — город гномов

В первые же выходные мы отправились в Ландек — родной город нашей подруги Агнешки. До этого небольшого польского курортного городка от Познани добраться можно только с пересадкой, через Вроцлав — сначала на поезде, затем на автобусе. Между рейсами был небольшой промежуток, так что мы успели немного прогуляться по Вроцлаву.

Этот четвертый по величине город Польши состоит из 12 островов, которые соединены между собой 112 мостами. Поэтому куда ни посмотри — везде вода, река Одра. В исторических летописях Вроцлав упоминается с Х века. Центр города выполнен в лучших традициях старой Европы. На узких улочках стоят почти игрушечные домики, раскрашенные всеми цветами радуги, с лепкой в разных стилях. На площадях — готические костелы и фонтаны. На одной из улиц мы наткнулись на ресторан под названием «Санкт-Петербург».

Самое удивительное в этом городе — маленькие бронзовые статуэтки гномиков на каждом шагу. Вроцлав считается городом гномов, они его главный символ. У каждого гнома свое имя. Среди них два Сизифа — маленькие человечки катят тяжелый гранитный шар по мостовой на Рыночной площади. На Тюремной улице у решетки одного из окон сидит Заключенный. На берегу Одры занят стиркой гном Прачка. У ресторана пузом кверху, положив ложку рядом с собой, лежит Обжора. Рост каждого не превышает, наверное, и 30 сантиметров. Какие-то из них стоят прямо на асфальте, и нужно смотреть под ноги, чтобы не запнуться. Некоторые висят на столбах, другие взгромоздились на ступеньки домов. Никому здесь даже в голову не придет тайком сдать этих забавных человечков на металлолом. Что называется, менталитет другой.

На главной площади города бьет красивейший фонтан, состоящий из стеклянных пластин. По ним, между ними, вокруг них льются струйки воды. Неровные края стекол напоминают рельеф местных гор.

Горный курорт от всех болезней

Познакомившись с гномами и погуляв по улочкам Вроцлава, мы сели в автобус до Ландека. Дорога заняла около двух часов. За окнами виднелись леса, поля и дачные поселки, как бы мы это назвали. Агнешка рассказала, что многие поляки не строят загородных дач в нашем понимании. Их заменяют садовые участки с маленькими сараюшками, в которых можно держать инструменты и спрятаться от дождя.

В Ландеке нас встретил папа Агнешки, Грегори. Родители нашей подруги держат свою небольшую гостиницу в нескольких километрах от города, в деревне Лютыния. Она находится на границе с Чехией — буквально в паре километров. Барбара и Грегори Янушкевичи приняли нас очень радушно, выделили большую комнату, и мы остались у них на три дня. Немного отдохнув от дороги, мы отправились в Ландек. Это тихий провинциальный курортный городок, где находится один из самых больших санаториев Польши. Здесь больных с разными недугами лечат водой из сернистых и сероводородных источников. Нам удалось войти внутрь главного здания курорта и попробовать целебную водицу. На мой вкус, в большом количестве пить такое можно, только если действительно болеешь. Так что, ограничившись несколькими глотками и решив, что теперь уж совсем здоровы, мы поехали в горы.

На обед в Чехию

Свежий горный воздух чем-то напоминает байкальский. Да и пейзажи, честно говоря, очень похожи на сибирские: елочки, березки, сосенки, холмики. Зимой в этом месте открываются горно-лыжные трассы. Агнешка привезла нас в домик, стоящий среди гор. Мы попробовали сыр турек из козьего молока, который производят только здесь.

— Может, пообедаем в Чехии? — предложила Агнешка. Это прозвучало так, как будто она нас звала в соседнюю кафешку. И в общем-то, так оно и было. До ближайшей чешской деревни Травны нет и двух километров. Подруга посоветовала нам заказать чесночный суп, который оказался на редкость вкусным. Ну и куда же без знаменитого чешского пива! Довольные кухней, мы вернулись в Лютынию.

Дом, в котором нас приняли Агнешкины родители, оказался очень старой постройки. Барбара и Грегори сделали из него настоящий деревенский музей и собрали летопись Лютынии. Деревушка в свое время принадлежала пруссам. На фотографиях, сохранившихся с начала прошлого века, мы увидели коренных жителей — немцев. Стены дома украшают изображения Ландека, Лютынии и окрестностей. С миру по нитке, то есть со всей деревни, хозяева дома собрали старинные вещи. Среди них чугунные утюги, керосиновые лампы, подсвечники, куклы, зеркала, винил. В доме хранится одна из первых пластинок Майкла Джексона — «Триллер».

К стенке камина прибита уникальная дощечка. Несколько лет назад в деревне решили снести мельницу постройки XIX века. Грегори успел забрать доску, на которой вырезаны год, когда мельница была построена — 1895-й, и инициалы мельника.

В гости к хозяевам-полякам на ужин часто заходят друзья-чехи. Так сложилось, что эти два народа смеются над языками друг друга. И тем и другим кажется, что их язык правильнее и красивее. Разница во многих словах всего лишь в одной букве или ударении. Поэтому они могут свободно общаться.

По дворцам и замкам

На следующий день мы поехали на экскурсию по находящимся поблизости замкам и дворцам. Для начала отправились в соседний чешский городок. Сравнительно молодой, начала XIX века, местный дворец стоял на самой высокой точке. У его подножия на парковке красовался зеленый «Москвич». Оказывается, в чешских провинциях наши автомобили до сих пор востребованы.

Во время прогулки по огромному придворцовому парку мы нашли на земле семена бука — бучину. Они оказались съедобными и даже вкусными. Агнешка рассказала нам, что некоторые собирают их в рощах и продают на рынке. По вкусу семена бука напоминают семечки подсолнуха.

Из парка мы наконец отправились во дворец. Умели князья жить роскошно! Поскольку экскурсия велась на чешском языке, поняли мы из сказанного не так много. И в дальнейшем решили обходиться без экскурсовода. Следующий дворец старых времен находился уже в Польше. В нем не идут экскурсии, его не посещают туристы. Теперь в доме князей на берегу реки расположена презентабельная гостиница. Администрация разрешила нам прогуляться по коридорам. Лестницы и шкафы из красного дерева, с изображением гербов древних родов; красные дорожки на полу... Мы в своем походном обличье, в куртках и с рюкзаками смотрелись во всей этой роскоши как минимум скромно.

Еще один замок мы посетили тайком. Что в нем теперь располагается, мы не знали, но показалось, что там идут какие-то реставрационные или строительные работы. Чтобы не попасться на глаза администрации или работягам, мы быстро обежали замок. В залах, к нашему счастью, не горел свет, так что мы ушли незамеченными.

Родители Агнешки сделали нам большой подарок. Они купили для нас билеты на однодневную экскурсию в Вену. В Австрию из Ландека каждую неделю уходит автобус с туристами. Теперь и мы оказались среди них.