Cовершенствуя мир

Иркутские авиастроители воплощают сотни авторских разработок

День изобретателя и рационализатора в календаре не назван профессиональным праздником. Потому что нет такой профессии, а создавать что-то новое, совершенствовать окружающий нас мир, это больше чем профессия. Это — призвание. На Иркутском авиационном заводе людей творческих, ищущих, изобретающих очень много. Заслуженные изобретатели СССР и РФ — эти звания тоже не редкость. Сотни авторских свидетельств на изобретения и масса внедренных разработок в авиастроении не в диковинку.

Первые в СССР

 Первый фрезерный станок с фазовой системой программного управления, прообраз современного высокопроизводительного оборудования, был создан именно на Иркутском авиазаводе, в начале 1960-х годов.

 — В этом году исполнится 50 лет с утверждения моего первого проекта, именно этого станка, — вспоминает Геннадий Илюхин, обладатель всех почетных званий, которыми удостаивали изобретателей в нашей стране, а в то время выпускник горно-металлургического института (праотца нынешнего ИрГТУ). — Мы создали станок на базе обычного универсального. Не только спроектировали все сами, но и изготовили.

И с тех пор Геннадий Николаевич, не останавливаясь, изобретал. Его детища были почти во всех подразделениях завода: автоматический стенд ресурсных испытаний, первые литейные автоматы, автоматизированные устройства для гибки деталей, сварочные устройства, оптические приборы, серия загрузочных устройств для токарных автоматов... Более 50 автоматических и роботизированных комплексов и линий. Поэтому неудивительно, что изобретатель вскоре после прихода на предприятие был назначен руководителем группы автоматизации и программирования, а затем - начальником КБ. Сейчас ветеран завода «рулит» рационализаторской деятельностью на ИАЗ, помогает молодым и талантливым освоить методы решения изобретательских задач, правильно оформлять документы (что немаловажно!), участвовать в конкурсах. Он делает это, потому что знает по собственному опыту: кто начинает изобретать, тот уже остановиться не может. Поэтому поддержка молодых талантов для него залог совершенствования качества основного изделия — самолета.

Талантливы во всем

 Вячеслав Дубровин внедрил свое первое изобретение также на авиазаводе, в составе группы сотрудников Научно-исследовательского института авиационной технологии и организации производства (НИАТ). Это был стенд для промывки гидросистемы самолета.

 — Все исполнительные механизмы — закрылки, шасси — работают от гидросистемы, — поясняет Вячеслав Васильевич. — В процессе соединения агрегатов в систему может попасть технологический мусор — стружка, к примеру. Поэтому после окончательной сборки самолета и перед его передачей в летно-испытательное подразделение проводится генеральная уборка. Конечно, гидросистемы и раньше промывали, но наш стенд был более надежен.

 Нельзя сказать, что изобретатели-авиастроители работали только на благо своей отрасли. Как правило, это разносторонне развитые люди, относящиеся творчески ко всему. Дубровин, к примеру, прекрасно пишет акварели, с самого детства, а сейчас увлекается дизайном интерьеров. Из своих многочисленных изобретений он особенно гордится одним — в сфере медицины.

 — В связи с несчастным случаем попал я в Институт травматологии и ортопедии, — поделился он. — Там замечательные хирурги спасли мне ноги, буквально сшив по кусочкам разорванные связки. Тогда же, узнав, что моя профессия связана с изобретениями, рассказали о том, какие трудности испытывают с рентгенодиагностикой разрывов связок коленного сустава. Объяснили на пальцах, каким должно быть приспособление, облегчающее этот процесс и для врача, и для больного.

 Пока Вячеслав Васильевич сидел дома в гипсе, сделал эскизы и чертежи устройства, оформил все необходимые документы. Категорически отказался официально стать соавтором, да еще и помог врачам зарегистрировать изобретение. Таким образом, в течение многих лет, до появления эндоскопических методов исследования, конструкция, бескорыстно созданная Дубровиным, служила на благо пациентам, получившим тяжелые травмы.

 — Все, что есть у человека, — родом из детства, — объясняет свои разносторонние интересы изобретатель. — Надо много читать, рисовать, экспериментировать. Ведь, по сути, первые изобретения и у меня, и у моих коллег были сделаны лет в 12—13, когда мы увлеченно строили ракеты из подручных материалов и, пробуя всевозможные доступные способы, запускали их в небо.

Кремниевая комната

 — Да, время, когда мы росли, было авиационно-космическое. Наверное, благодаря этому и будущую профессию выбирали, — соглашается с коллегой Вячеслав Ермаков, Заслуженный изобретатель РФ, кандидат технических наук. — А изобретать что-то новое — это же совершенно естественно и дано каждому, независимо от образования и профессии. Ведь придумала же итальянская домохозяйка какие-то чудные двухсторонние прищепки для белья. Посмотрите вокруг — все, кроме окружающей природы, кем-то изобретено!

 Ермаков — начальник бюро инновационных проектов авиазавода, можно сказать, профессиональный изобретатель. А помещение, в котором располагается бюро, настоящая фабрика идей и творческих замыслов. Этакая Кремниевая долина в миниатюре. Здесь нередко можно услышать горячие споры — те самые, в которых рождается истина. Тут были созданы удивительные агрегаты и приборы. Один из них — «Иркон» (расшифровывается как «иркутский контроль»), толщиномер, имеющий преимущества перед мировыми аналогами.

 Небольшая коробочка с дисплеем, напоминающая сотовый телефон, датчик, кабелем соединенный с прибором, да две-три кнопки управления. Нажимаешь на кнопочку, прикладываешь датчик к любому твердому непористому материалу, который «видит» ультразвук (все виды металлов, стекло, пластик, оргстекло) — и все, готово: в ту же секунду на дисплее загорается цифра, это и есть толщина материала с точностью до сотых долей миллиметра. Еще и поправка на изменение температур материала заложена в программу прибора. Ведь известно, что при нагревании твердые материалы расширяются. Импортные измерители, кстати, не имеют такой функции.

 Изначально этот прибор придумали и изготовили для авиазавода. С его помощью можно произвести замер заготовки, не снимая ее со станка. — Аналоги нужно было настраивать по 10 минут, перед тем как измерить толщину заготовки той или иной марки стали, — поясняет ведущий инженер-конструктор отдела Анатолий Козяев. — А то, что придумали и сделали мы, в первую очередь адаптировано для наших специалистов.

 — Думаю, что рекордная производительность заводского оборудования — заслуга и нашего «Иркона», — уверен Вячеслав Ермаков. — Сколько времени экономится на замерах будущей детали в процессе обработки, когда ее не нужно вынимать из станка для этого. А еще прибор очень прост в использовании и практически безотказен.

 Причем «Иркон» не стоит на месте. Вот его крайняя модификация — на корпусе всего две кнопки. Марку материала он распознает сам, стоит только прикоснуться к заготовке керамическим датчиком. А вторая кнопка (фантастика!) дает поправку на... шероховатость. То есть если материал или изделие (к примеру, водопроводная труба) шершавая, то нажатием одной кнопки эту погрешность можно ликвидировать и получить точнейший показатель ее толщины.

 — Этим прибором интересуются энергетики, — рассказывает Анатолий Козяев. — Для них очень важно знать остаточную толщину все той же трубы или котла, чтобы решить вопрос, будут они еще служить или пора их заменять.

 Ждут своего часа, то есть сертификации, и другие разновидности чудо-толщиномера: совсем маленький, наручный, с приспособлением, помогающим определить толщину металла в труднодоступных местах; для замера концентрации магнитно-порошковой суспензии, которая используется на всех предприятиях для обнаружения микротрещин в агрегатах; влагомер для дерева, причем он почувствует влажность древесины, паркета, к примеру, даже сквозь упаковку. «Приборы неразрушающего контроля», — объединяет технику одним понятием Вячеслав Ермаков.

 Кажется, что все можно измерить. Не поддается измерению только концентрация творческой мысли на квадратный метр в бюро инновационных проектов Иркутского авиационного завода. А если бы такое было возможно, то прибор просто зашкалило бы...

Иркутский авиационный завод проводит целевой набор студентов в ИрГТУ

по специальностям:

* самолето- и вертолетостроение

* технология машиностроения

* металлообрабатывающие станки и комплексы

* информационные системы и технологии

* оборудование и технология сварочного производства

Обучение бесплатное, студентам гарантировано прохождение всех видов практики на базе предприятия, а после получения диплома — трудоустройство на инженерные должности по профилю обучения.

Направления для поступления в технический университет выдаются отделом подготовки кадров ИA3. Собеседование до 20 июля, ежедневно (кроме выходных), с 14 до 18 часов.

Справки по телефону 45-18-79.

Метки:
baikalpress_id:  13 114