Комфорт не должен быть взаймы

Не так давно мы научились исправно платить за электричество — лишь потому, что энергетические компании стали практиковать отключение должников. Точно так же с телефоном и Интернетом: есть оплата — есть связь, нет оплаты — сами виноваты, что доступ закрыт. С квартплатой совершенно иная ситуация: многие жители области категорически не желают расставаться с деньгами, чтобы расплатиться за услуги ЖКХ, и тянут время, все глубже увязая в долгах. Для некоторых это уже правило.

Полного развала сетей не будет

 ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство», 100% акций которого принадлежит областному правительству, благодаря тому, что является одним из крупнейших предприятий в своей отрасли, сталкивается с проблемой «висящих» счетов потребителей услуг особенно остро, поскольку обслуживает Тулун, Вихоревку и Иркутский район. Это значительное количество объектов и потребителей, и не всех из них можно назвать добросовестными плательщиками. Кроме того, ситуация еще более усугубилась после январского повышения квартплаты, когда среднемесячная собираемость платежей составила всего около 60%. То есть немногим более половины.

При том, что инженерные коммуникации сегодня изношены уже на 70%. Это означает, что сетям необходим капитальный ремонт. Если не заниматься ремонтом этим летом, то следующая зима будет очень проблемной. Само собой, на это требуются средства, и немалые. К примеру, укладка 250 метров новых труб в масштабах города — это всего 0,3%, однако требует вливания 600 000 рублей. Тем не менее на лето 2010 года областным ЖКХ запланирована большая программа подготовки к зиме, с привлечением разных источников финансирования, включая средства предприятия, в том числе кредитные ресурсы, средства бюджетов разных уровней.

 Возможность привлечения средств, кстати, и отличает крупные и опытные компании от мелких. Небольшие жилищно-коммунальные организации, может, и хотели бы как-то отреставрировать или заменить свои объекты, повысив тем самым качество предоставляемых услуг, однако у них, к сожалению, нет больших возможностей для реализации идей. У областного ЖКХ, как у крупного игрока на рынке коммунальных услуг, такая возможность есть, и она успешно реализуется.

Производители коммунальных услуг не устанавливают тарифов

 Население многих районов Иркутской области было возмущено несоразмерным, по его мнению, повышению тарифов с 1 января 2010 года. В этом тут же было обвинено ЖКХ. Это несправедливо, поскольку их устанавливает и регулирует государство. Предприятия ЖКХ по определенной методике готовят обоснования тарифов, потом их рассматривают администрации муниципальных образований, а затем служба по тарифам правительства Иркутской области. Лишь после этого издаются соответствующие приказы и постановления на утверждение тарифов.

Иными словами, регулирование тарифов — это прерогатива государства, а не предприятий ЖКХ. С 1 апреля в 49 муниципальных образованиях Приангарья плата за коммунальные услуги для населения была снижена. Это стало возможным благодаря пересмотру тарифной сетки, рост которой в новом году не может превышать 25% по сравнению с предыдущим годом. При этом многие жители ожидают, что перерасчет будет сделан с 1 января, но это не так. Поскольку там, где нет нарушений действующего законодательства и тарифы были установлены с соблюдением всех правовых норм, новый расчет производится именно с 1 апреля. Во всех районах, обслуживаемых областным ЖКХ, нарушений не было, поэтому новые тарифы вступили в силу с первого числа прошлого месяца, без пересмотра в сторону снижения с января.

Меньше платить можно

 Но и сниженная плата для некоторых категорий граждан оказалась неподъемной. В самом деле, бывает так, что в квитанции указана сумма, съедающая половину среднемесячного дохода семьи или даже больше. Надо знать, что законодательство четко оговаривает, что плата по коммунальным платежам не может превышать 22% от совокупного дохода гражданина или семьи. Для тех, чей доход ниже прожиточного минимума, эта сумма еще меньше — 15%, для одиноких пенсионеров — от 6%. Если же процент оказывается выше, раз в полгода необходимо оформлять документы в отделах субсидирования на местах. Но многие из нас просто не знают, что защищены законом от перерасхода личных средств. Все, что требуется от гражданина, подпадающего под субсидирование, — потратить немного личного времени, чтобы решить проблему.

 Снизить расходы по коммунальным платежам помогут и приборы индивидуального учета — например, водосчетчики. В этом плане горячая и холодная вода ничем не отличается, например, от электричества. Ведь оплачивается только то количество энергии, которое было потреблено, не больше и не меньше. То же самое с водой: когда в квартире установлены счетчики, вы точно знаете, сколько набежало. Значит, не нужно оплачивать из собственного кошелька ежедневный прием ванны соседом или протечку труб. Тем более если вы все лето провели на даче.

Что грозит злостному неплательщику

 Законодательство позволяет довольно жестко обходиться со злостными неплательщиками. Если квартира, в которой проживает должник, находится в муниципальной собственности, по решению суда его могут переселить в менее комфортное жилье. С приватизированным жильем еще проще. В том случае, когда более 50% жильцов многоквартирного дома являются должниками, здание можно лишить водоснабжения.

 В счет погашения счетов по решению суда приставы изымают вещи для последующей продажи — от телевизоров и компьютеров до автомобилей и гаражей. Естественно, все это проводится на законных основаниях. Однако самым действенным способом может оказаться пока только набирающее обороты взаимодействие поставщиков коммунальных услуг с банками. При рассмотрении заявки о кредите служба безопасности финансовой организации может навести справки у коммунальщиков о наличии у потенциального клиента задолженности по платежам. Вы сами понимаете, какое решение примет банк, когда обнаружится задолженность.

Каждому должнику — по графику

 Но есть решения, которые помогут своевременно оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, которые, по сути, и делают наше проживание комфортным. Некоторые жители Приангарья просто боятся платить после долгого перерыва, поскольку помимо основного долга копятся еще и пени. Однако люди не учитывают, что коммунальщики готовы идти навстречу и составлять график выплаты в частном порядке: каждому человеку, оказавшемуся в неудобном положении, подбирают оптимальный вариант погашения задолженности.

В областном ЖКХ без проволочек рассматривают проблемные вопросы и подписывают мировые соглашения, избегая судебных тяжб с должниками. Это, безусловно, выгодно обеим сторонам. Уже пришло время понимать, что комфорт нельзя брать в кредит или бесплатно. И от того, насколько исправно мы станем платить, зависит качество получаемых услуг. Вообще, это совершенно нормальная практика — отдавать деньги за товар, но к пониманию подобных элементарных, казалось бы, вещей многим из нас еще нужно прийти. Когда придем — будет порядок.

Метки:
baikalpress_id:  12 928
Загрузка...