Кадр для президента

Среди почитателей таланта иркутского фотографа Василия Маслюкова — глава государства Дмитрий Медведев

В выставочном центре Виталия Рогаля работает персональная выставка иркутского фотохудожника Василия Маслюкова. Могущественный и величественный, загадочный и удивительный — именно таким предстал Байкал на фотокартинах мастера. Кажется, еще секунда — и фотографии превратятся в окна, выходящие на берег легендарного озера. Стоит открыть их, как зал наполнится свежим воздухом и солнечным светом. В помещение ворвутся прохладный порывистый ветер, шум Славного моря и брызги волн, разбивающихся о берег. Неспроста творчество художника нашло отклик как у соотечественников, так и у иностранцев. Одним из почетных гостей на открытии стала генеральный консул Китая в Иркутске госпожа Го Минь, выразившая восхищение выставкой. Среди почитателей таланта иркутского мастера — президент России Дмитрий Медведев. Один из пейзажей сибиряка находится в домашней коллекции главы государства.

— Василий Сергеевич, вы окончили Ленинградский институт киноинженеров и вполне могли остаться жить в Санкт-Петербурге. Почему же уехали в Иркутск?

— С Иркутском получилось случайно. После окончания захотел уехать подальше, например в Сибирь. Тогда меня с еще пятью ребятами отправили в Иркутск. Здесь как раз открылась Восточно-Сибирская студия кинохроники, где я проработал 15 лет.

— По специальности вы инженер-механик кинопромышленности. Как получилось, что стали работать специалистом в Байкальском музее?

— В Байкальский музей попал в 2006 году. В то время искал работу, и мне подсказали, что туда требуются люди, способные сделать видеомонтаж. Я позвонил директору музея Владимиру Абрамовичу Фиалкову. Мы встретились, и он взял меня на должность главного специалиста. — Если бы ваш знакомый выбирал профессию, вы бы посоветовали ему свою нынешнюю работу?

— Конечно. Это очень интересно. Я участвовал в разработке гранта по мониторингу байкальских организмов в режиме реального времени. Идея заключалась в установке камер на Ушканьих островах, где находится лежбище нерп. С помощью камер можно передавать изображение прямо в музей, где люди могут смотреть на этих замечательных животных. На деле все оказалось сложнее, чем мы ожидали, и по затратам, и по техническим проблемам, но думаю, что этим летом работа по мониторингу закончится. Также мои фотографии использовались в разработке виртуального погружения на дно Байкала.

— А что подтолкнуло вас к творчеству?

— Когда встал вопрос о закрытии Восточно-Сибирской студии кинохроники, я ушел работать в геологию, на сейсморазведочную цифровую станцию, поскольку был хорошо знаком с электроникой. Я еще и радиолюбитель-коротковолновик, мой позывной — uaOsn. Со всем миром связываюсь. Так вот три года отработал в тайге, где впервые всерьез захотел снимать. На черно-белом снимке нельзя передать краски, а так хотелось запечатлеть мир в цвете! В лесу не раз был свидетелем просто великолепных моментов. Например, когда мы работали на просеке, я заметил, что деревья наклонились друг к другу и образовали живой туннель, длинный, километра в два. И во время заката солнце оказалось прямо среди этих деревьев. Тогда я подумал: вот он — тот самый свет в конце туннеля, ну где же фотоаппарат!.. (Смеется.)

— Здорово! Значит, для вас удачный кадр — это больше случай, чем плод долгой работы?

— Ну скорее всего — да, потому что я редко когда задумываю фотографию. Часто хороший снимок — это дело нескольких секунд: необычное освещение, удачная композиция, и т. д. Поэтому стараюсь не упускать таких моментов.

— Ваша фотовыставка посвящена путешествию по Байкалу. Почему именно этой теме вы уделили так много внимания?

— Я скажу, что если бы жил в другом месте, то, наверное, там и снимал бы, потому что природа неисчерпаема. Был в Польше, Японии, Великобритании, Канаде, Финляндии и везде, конечно, фотографировал. Но я не поставлю на рабочий стол своего компьютера какое-нибудь великолепное изображение острова в Тихом океане. У меня там только фотографии с изображением Сибири. А все потому, что они мне близки. Когда смотришь на сибирские места, чувствуешь тепло родной земли и получаешь удовольствие от созерцания такой красоты.

— У вас есть любимое место на Байкале?

— Да. Это Ушканьи острова — Большой и Малые. Многие фотографии на выставке сделаны именно там. Трудно сказать, почему я люблю эти места. Может быть, потому что там тихо и они небольшие — обошел по периметру и почувствовал себя Робинзоном Крузо!

— Василий Сергеевич, наверное, для человека творческого интерес к его детищу — самая высокая оценка?

— Конечно: фотографировать — это удовольствие, сделать хороший снимок — радость, поделиться своими находками с другими — это счастье. Если мое творчество приносит людям удовольствие, то для меня это высшая награда, а также стимул для дальнейшего развития.

Метки:
baikalpress_id:  12 865