Уроки цинизма

Со стороны шелеховская школа № 1 выглядит вполне обычно. Выделяет ли школу то, что произошло в ее стенах, из общего числа средних общеобразовательных заведений? Или стоит всерьез задуматься о похожести всех российских школ?

Сегодня в школе № 1 города Шелехова, печально прославившейся на всю Россию, начались занятия. Надежды подростков, устроивших сеансы издевательства над педагогом по физкультуре, на то, что за каникулы проблема рассосется сама собой, не оправдались. Заключительная четверть для старшеклассников началась с черной метки — с выговоров с занесением в личное дело. Кто виноват в том, что педагог со стажем, воспитавший не одно поколение, превратился вдруг в объект насмешек, стал «грушей» для битья, обсуждали в том числе в передаче «Пусть говорят». Рамки телешоу не позволили докопаться до истины — не тот формат, да и не ставил никто такой задачи: Андрею Малахову и Ко важно поднять горячую тему, а потом перескочить на другую. Всероссийская «говорильня», наверное, благодарна Иркутской области за поставку отборной чернухи на Первый канал. Шоу прошло, первая волна сенсаций схлынула, а вопросы остались. Кто они, подростки, цинично издевавшиеся над педагогом, — заблудшие мальчики или махровые хулиганы? Что делать с ними — наказать по всей строгости, чтобы другим неповадно было, или погрозить пальчиком? Какую работу вести с детьми, а также с педагогами, которые знали об уроках такой физкультуры, но молчали?

 Школу № 1 можно увидеть сразу, едва въедешь в Шелехов со стороны Иркутска, — она стоит рядом с Култукским трактом. На прошлой неделе в этом учебном заведении было очень тихо, а покой нарушали разве что журналисты, приезжавшие из различных газет и с телевизионных каналов. Все учащиеся были распущены по домам, на каникулы. В коридорах тихо... А еще недавно ученики шушукались, пересказывая друг другу содержание роликов, выложенных в Интернете, как девятиклассники измываются над учительницей физкультуры. Однако сейчас родители «режиссеров» говорят, что дети в подавленном состоянии, мол, их не так поняли, многое журналисты напридумывали. В эту версию можно было бы поверить, если бы не видео. Как говорил Глеб Жеглов, один пистолет перевесит сто улик. Вот интересно, как долго ученики гнобили бы педагога и как далеко зашли бы их фантазии, не стань запись достоянием общественности? Ведь главные герои отнюдь не первоклассники, из интереса отрывающие крылья мухам.

 — Я видела синяки, — говорит Лидия Александровна, воспитатель-охранник школы № 1, которая сидит на входе и проверяет у всех документы, — но учительница ничего мне не рассказывала. Когда я узнала правду, то заплакала — ведь Валентина Петровна работала в этой школе еще тогда, когда я сама здесь училась, а мне уже 60 лет. Если бы я знала, что ее избивают ученики, я бы сразу обратилась в милицию. А так я думала, что она просто падает — все-таки старенькая...

Избитая учительница действительно одна из самых старых работников этой школы. Учителем физкультуры она работала здесь с 1965 года, при этом, можно сказать, вырастила полгорода. Несмотря на свой возраст, женщина была в хорошей физической форме: по-прежнему легко садилась на шпагат, прыгала на бревне. Поэтому далеко не все ее коллеги полагали, что она получала синяки из-за того, что не могла удержаться на ногах. Некоторые знали о том, что происходит на уроках физкультуры, однако предпочитали молчать. И объясняли это отношением самого директора к ситуации. По словам работников этой школы, директору не раз писали заявления с жалобами на учащихся.

«Ну и что ты мне сделаешь?»

— Дети у нас такие, что ничего им и сказать нельзя, — говорит Лидия Александровна, — в разговоре у них мат на мате. А начинаешь призывать к порядку — отвечают только: «Да что ты мне сделаешь!» У нас все учителя к концу работы просто падают с ног от усталости. Ведь школьники ведут себя издевательски по отношению ко всем педагогам.

В школе говорят, что учитель физкультуры тоже писала жалобу, но директор школы ее заявление проигнорировала. Пока непонятно, почему, несмотря на издевательства, физкультурница не увольнялась. По одной из версий, женщина страдала расстройством памяти и просто не помнила, что происходило накануне. По другой — проблемы начались после побоев. Сейчас ведется следствие, которому и предстоит выяснить, что же происходило на самом деле. Медицинская экспертиза покажет, действительно ли учительница страдает склерозом или, может быть, это стрессовая амнезия. Как бы то ни было, избиение педагога продолжалось не один месяц. Ее обидчики — рослые парни, на голову выше старушки, все из благополучных семей. На видео, которое они сделали, а потом еще и смонтировали под красивую музыку, видно, как они заламывают преподавателю руки и бьют ее, а она пытается дать им сдачи, но безуспешно.

После того как все стало известно, с директором школы расторгли контракт, а пострадавшая учительница уволилась сама, после чего уехала в Иркутск к дочери, преподавательнице одного из иркутских вузов. Следственным комитетом Иркутской области возбуждено два уголовных дела: одно — в отношении ученика 9-го класса, по статье 117 УК («Истязание»), второе — в отношении директора школы, по статье «Халатность». Причастность остальных школьников пока еще только устанавливают.

Деткам, мучившим учителя, по 15—16 лет. Это значит, что они достигли возраста уголовной ответственности. Понимая это, родители одного из учеников подали встречный иск против учительницы о жестоком обращении с детьми.

— Это шок для всех нас, — говорит Ольга Скороходова, начальник управления образования, молодежной политики и спорта Шелеховского района. — К сожалению, учителя сегодня не защищены нашим законодательством. Они совершенно бесправны, не могут даже повысить голос на учеников. Пока мы проводим служебную проверку, но уже сейчас можно сказать: не заслужили наши учителя такого отношения!

«Нормальная» жестокость

Между тем в инспекции по делам несовершеннолетних по Иркутской области уверяют, что подростковая преступность снижается. В год по области подростками совершается от 2 тыс. до 3 тыс. правонарушений, а то, что становится достоянием общественности, — лишь единичные эпизоды. Что ж, попробуем вспомнить некоторые из этих эпизодов.

* В начале прошлого года 14-летний подросток в Усть-Илимске перерезал горло своему соседу, сотруднику милиции, только за то, что он сделал ему замечание и попросил не шуметь в подъезде. Лишь своевременная помощь спасла милиционеру жизнь, а нападавший так и не признал своей вины. По его словам, он всего только хотел «припугнуть» мужчину.

* Чуть позже, в мае, в Зиме две девочки, 14 и 15 лет, убили свою подругу. Как выяснило следствие, восьмиклассницы выпили водки и пошли гулять. С собой они позвали третью девочку, у которой по дороге отобрали мобильный телефон и деньги. А потом решили лишить жизни, задушив поясом.

* С января по июнь прошлого года банда иркутских подростков 14—15 лет убивала людей ради удовольствия. Жертвами отморозков становились старики без определенного места жительства. То есть те, кто не мог дать отпор. Убивали с особой жестокостью. Перед смертью несчастных пытали — забивали металлическими прутьями, камнями. Заживо сжигали на костре. Их жертвами стали 5 человек, еще трое сумели выжить, но остались калеками. При этом лидер группировки мечтал стать учителем начальных классов, однако из пединститута был исключен и работал диджеем в одном из иркутских баров.

* Совсем недавно на область прогремел очередной «единичный» случай: 16-летний подросток из села Кимильтей Зиминского района изнасиловал и убил свою соседку, 9-летнюю девочку. Как выяснилось, девочка сама зашла к нему в гости. Он изнасиловал ее, задушил ремнем, а потом исколол уже мертвое тело ножом.

Все это, по утверждению сотрудников милиции, особенные случаи. Основные преступления детского возраста — это кражи, грабежи и хулиганство, и, по всей видимости, они даже не заслуживают внимания. И то правда — зачем говорить о том, что в обществе уже стало нормой?

— В настоящее время в нашем обществе идет реформа образования, — говорит Наталья Струк, профессор кафедры социологии и социальной работы ИрГТУ, руководитель Центра комплексных социологических исследований, — которая началась в начале 90-х годов. За последние 20 лет в обществе изменились условия жизни, когда ценности предыдущих поколений были отброшены и выработались новые нормы поведения. Нормы эти закрепились, и появилось такое понятие, как немотивированная жестокость. Она проявляется в отношении всего, что окружает подростков: родителей, сверстников, животных, посторонних людей. В том числе и в отношении людей старшего поколения.

Произошедшее в Шелехове, по мнению Натальи Струк, это результат в том числе и реформы образования, которая до недавнего времени была ориентирована исключительно на получение знаний. При этом из школы была удалена такая важная составляющая, как воспитание. С введением реформ полагали, что воспитанием будет заниматься семья. Однако опыт показал, что родители сами очень часто попадают в такие жесткие экономические и социальные рамки, что не могут уделять внимание своим детям — или потому что работают много, или потому что сами находятся в стрессовой ситуации...

— Возможно, — прогнозирует Наталья Струк, — лет через пять ситуация выровняется. В последнее время процессу воспитания уделяется больше внимания, однако результаты будут видны еще не скоро. А до тех пор, вероятно, мы еще не раз услышим о случаях немотивированной подростковой жестокости, в том числе и в школах.

Метки:
baikalpress_id:  12 676