Технология обмана

Окончание. Начало в № 6, 7, 8

Нарушители — под защитой закона?

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», принятый Госдумой 19 декабря 2008 года, в народе сразу же окрестили законом о защите торгового воровства. Проверить магазин в плановом порядке теперь можно только один раз в три года. Разве что по заявлению покупателя. С 1 февраля в России вступил в силу федеральный закон о торговле. Увы, про массовые обвесы и обсчеты покупателей там ни слова. Зато малый и средний бизнес получил еще одну индульгенцию: открытие торговых точек станет уведомительным. То есть надо лишь поставить администрацию в известность о своем появлении.

 Предприниматели любят повторять, что именно так — просто и легко — открываются предприятия малого и среднего торгового бизнеса в любой цивилизованной стране. Их никто там не мучает частыми проверками, не «крышует», не требует «на лапу». И это действительно правда. Но не вся. О другой ее половине умалчивается. А именно о том, что обман потребителя, особенно злостный обвес и обсчет, считается на Западе серьезным преступлением против личности и жестко карается — вплоть до закрытия бизнеса и даже посадки в тюрьму. Лоббисты, конечно, есть и там, но действуют они строго в рамках закона. В России же все попытки принять закон о лоббизме с 1993 года заканчиваются ничем.

 По подсчетам специалистов самых разных ведомств, неработающие пенсионеры Приангарья тратят на питание в среднем до 70% своих доходов, средний класс — 40—50%. Сколько люди теряют в торговых точках на обмане — никто не считал. И считать не хочет. Я со своими добровольными помощниками решил восполнить этот пробел. Мониторили проблему весь ноябрь и декабрь 2009-го. Покупали, перевешивали, сравнивали... Выходило, что семья из трех человек теряет в месяц только на обвесах-обсчетах в торговых предприятиях города около 1,8—2 тыс. рублей, если учитывать весь ассортимент приобретаемых нами продуктов. То есть по 600—700 рублей на человека. В нашей добровольной команде было два пенсионера. В результате так называемой валоризации к пенсии одного добавили 700 рублей, другого — 900. А продавцы их почти полностью украли. Зачем, спрашивается, вообще нужно было эти несчастные сотни старикам давать? Отдали бы сразу торговле, в качестве «навара». Было бы, по крайней мере, честнее.

Я уж не говорю о том, что накануне торговля повысила цены почти на все продовольственные товары. Она всегда это делает, как только становится известно, что пенсионерам или бюджетникам собираются чего-то добавить. Врачи, медсестры, учителя, пенсионеры свои прибавки еще и в глаза не видели, а предприниматели- хитрецы уже тут как тут — заставляют всех с ними «поделиться». Вот и сейчас, накануне 1 апреля 2010 года, то же самое происходит, когда Путин сообщил, что обещанное российским правительством очередное повышение пенсий будет выполнено. Несмотря на экономический кризис. Истинные причины скачка цен, конечно, не называются, объяснения даются совсем иные. В других странах повышать цены только потому, что государство повысило зарплаты бюджетникам и пенсии старикам, мягко говоря, не повод. Там расценили бы это как жульничество и приняли строгие меры.

Советы от Виктора Низовцева

 Прошу начальника отдела защиты прав потребителей администрации Иркутска Виктора Низовцева дать рекомендации, как избежать обмана со стороны продавцов продовольственных товаров. Вот что он советует:

 — Во-первых, всегда надо брать кассовый или товарный чек. Если не дали — требуйте. Во-вторых, перевешивайте продукты на контрольных весах. А когда их нет, пишите жалобу в Роспотребнадзор, потому что именно эта служба должна следить, чтобы контрольные весы были. В-третьих, на рынках обязательно запоминайте номер торгового места, где приобрели товар. В-четвертых, не давайте спуску тем, кто вас обвесил и обсчитал, не оставляйте грубых фактов нарушения правил торговли без последствий. Если вас все-таки обманули, обращайтесь к администратору магазина или рынка, в отдел потребительского рынка при ГУВД по Иркутской области — там есть специальное подразделение, работающее по г. Иркутску (ул. Урицкого, 22, кабинет 13). А также в суд, в наш отдел (ул. Карла Маркса, 37) или в любую общественную организацию по защите прав потребителей. Я бы в дополнение к рекомендациям Виктора Петровича посоветовал приобрести для дома небольшие электронные весы на батарейках или аккумуляторах (они есть в продаже), отрегулировать их, и проверять вес купленных продуктов. Это поможет вам уяснить, кто, где, на сколько обманывает. В результате вы просто можете в «нехорошую» торговую точку не ходить — пусть у нее товарооборот падает. Или можете принять меры к тому, чтобы доказать впоследствии, при новой покупке, факт неправомерных действий продавца.

 P. S. Не успел поставить последнюю точку, как грянула новая «радость»: правительство России подписало постановление об отмене с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации пищевой и парфюмерной продукции. С целью, как оно пояснило, снижения административных барьеров на пути развития бизнеса. Если кто не знает, сертификат подтверждает безопасность продукта. Теперь, выходит, никто и ничего подтверждать и гарантировать не станет. Производители будут обязаны иметь лишь собственную декларацию соответствия. Как известно, этот документ заполняется на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции. Подчеркиваю: собственных, а не независимых. Что такое собственные ТУ, собственная информация на упаковках и т. д., мы уже знаем. Первая реакция защитников прав потребителей — растерянность и недоумение.

— В связи с этим возможности контроля за качеством и безопасностью продуктов питания по существу сведены на нет. Очень жаль! — сказал Виктор Низовцев.

Многие эксперты потребительского рынка считают, что для России отмена обязательной сертификации продуктов питания — мера преждевременная. Возложение ответственности на тех, кто даже в жестких условиях государственного контроля не соблюдает стандартов, может привести к крайне негативным последствиям.

Загрузка...