Лекарство от одиночества

Иркутские пенсионеры учатся «ходить в Интернет». В очереди на занятия стоят еще 200 бабушек и дедушек в возрасте до 90 лет

Что делать человеку на пенсии? Хорошо, если есть внуки, которых надо нянчить, с садиками у нас пока напряженка. А если дети далеко? Еще позавчера ты был нужен на работе, вчера тебе устраивали пышные проводы, говорили, какой ты незаменимый сотрудник, а сегодня с утра проснулся по привычке в семь утра, а спешить-то уже и некуда. Телевизор, соседки да по дому кой-какие дела. Сад-огород пока в зимней спячке. Одним из лекарств от одиночества именно для пенсионеров вполне может стать Всемирная паутина. Почитать новости, узнать про погоду да чем помидоры подкармливать, номер телефона аптеки, куда на днях нужное лекарство привезли подешевле, да заодно про лекарство это всю подноготную — не мошенники ли рекламируют, последнее отбирают? На «Одноклассниках» друзей детства поискать, молодость повспоминать... А что? Тоже вариант.

— Когда мы решили обучать пенсионеров основам работы на компьютере и во Всемирной паутине, то волновались, а наберем ли мы две-три группы, — рассказывает Леонид Крачевский, руководитель автономной некоммерческой организации «Инновационный центр образовательных технологий». — Дали объявления, разослали пресс-релизы. Теперь у нас другая проблема — как обучить всех желающих. Их оказалось слишком много, вот мы сейчас работаем с первой группой — 10 человек, а записалось более 200. Мы не думали, что такие у нас пенсионеры активные. Проект «Дедушки-бабушки онлайн» родился в АНО не так давно. Его отличительная особенность состоит в том, что его придумали старшеклассники, они же и преподают сейчас в первой группе. Для пенсионеров уроки компьютерной грамотности бесплатные.

— Наша организация, — продолжает Леонид Борисович, — готовит современное поколение школьников работать в области наукоемких технологий. Вот по телевизору многие умные люди выступают, говорят, что нужно государству жить не только за счет нефти, а развивать науку, наукоемкие производства. А на деле что? Раньше в каждой школе был физико-математический класс, сейчас их почему-то гораздо меньше. Если мы хотим быть высокотехнологичной, инновационной державой, то должны развивать науку, наукоемкие производства. Для этого мы должны научиться быстро, в кратчайшие сроки проходить всю цепочку — от научных исследований до конечного продукта, как это делал Сергей Павлович Королев, когда в битве за космос мы были впереди. В этом направлении должны двигаться образовательные процессы. Успех приносят такие наукоемкие технологии, которые еще только зарождаются, где существуют определенные сложности в их развитии, внедрении, это новые направления, которые человечество прежде не использовало. Так было раньше с радио: сначала новшество, потом динамики во всех домах стояли, а сейчас их почти не осталось. Телевидение развивалось уже быстрее. То же самое и с компьютерными технологиями — поле для деятельности огромное, еще много всего неизученного и неизведанного.

Три года назад в организации разработали программу «Школьный технопарк», и первые ученики тогда еще 5—6-х классов начали обучаться по этой программе. Теперь это старшеклассники, которые не только с компьютером и информационными технологиями на короткой ноге, но и умеют использовать их для создания новых программ и разработки инновационных проектов. В прошлом году АНО «Инновационный центр образовательных технологий» выиграл всероссийский грант, где одним из условий было создание социального интернет-проекта. Ребята изучали проблему общества и человека и выяснили, что Интернет вполне мог бы помочь российским пенсионерам ликвидировать пробелы в общении после ухода на заслуженный отдых. Решили создать свой проект под названием «Дедушки-бабушки онлайн» и принялись за работу.

— Первая наша группа пилотная, мы проверяем, как работает наша программа, и ребята учатся быть преподавателями, — говорит Леонид Крачевский. — Главная наша задача — чтобы дедушки и бабушки запросто выходили в Интернет, путешествовали по сайтам, искали необходимую для себя информацию, писали друг другу письма. Это еще не все. Сейчас мы готовим следующий проект, уже для продвинутых пользователей, — «Дедушка-бабушка-профи». Ведь интернет-технологии позволяют работать людям любого возраста, от школьников начальных классов до очень пожилого человека. Вот, может быть, и наши пенсионеры захотят получить прибавку к пенсии с помощью Всемирной паутины.

Ведут занятия у пожилых людей школьники. В какие-то дни недели они сами сидят за этими компьютерами как ученики, а по средам и субботам в этой же аудитории выступают в роли преподавателей. Один человек ведет занятие, а два других ему помогают — вопросов у пожилых учеников возникает немало. Леонид Крачевский только наблюдает за происходящим, а потом вместе с ребятами устраивает разбор полетов — что получилось отлично, а над чем юным преподавателям еще стоит потрудиться. В первой группе уровень учеников оказался разным. Одни могли хотя бы включать машину, другие освоили компьютерные игры, а третьи даже мышкой водить не умели. Однако вот какая любопытная деталь: несмотря на эти различия, страх перед умной техникой у всех оказался почти одинаковый — как бы что-то не так нажать и не сломать машину.

Кстати, в группе дедушек меньшинство. Представителям мужского пола, невзирая на возраст, трудно признаться, что они чего-то не умеют. Это, конечно, чисто психологический аспект, и тех, кто его самостоятельно преодолел, остается только похвалить за тягу к знаниям.

Пенсионеры — народ ответственный, уроки просто так не прогуливают, только по очень уважительной причине, и то заранее отпрашиваются. Занятие, на котором присутствовала журналист «Копейки», вела Лена Митюкова, ученица 10-го класса школы № 14. Она сама занимается здесь уже три года.

— Сначала мы прошли базовый курс, а потом нас по желанию поделили по профилям: программирование, системное администрирование и веб-дизайн. Я выбрала для себя последнее, — рассказала девушка. — А у нас ученики хорошие. Не так много занятий прошло, но успехи уже видны. Во-первых, наши бабушки и дедушки привыкли к компьютеру — первая победа. Вторая — мы выучили простенькую программу для рисования, что такое окно, как его закрывать, как создавать папки и как их сохранять, и немного попечатали. Много информации за одно занятие мы не даем, потому что все быстро забывается — и в силу новизны этих знаний, и, возможно, в силу возраста. Им нужно больше практики.

Девушка выходит к доске и продолжает урок.

— Теперь на диске D, на диске D, — словно диктант, повторяет Елена, — мы создадим вашу личную папку и назовем ее вашей фамилией. Это будет ваша персональная папка, куда вы будете складывать все ваши файлы. Объяснив последовательность работы и написав ее на доске, Елена начинает отвечать на вопросы, посыпавшиеся со всех сторон:

— А у меня тут написано, что только скрытые папки... Куда тыкать?

— А у меня здесь так много папок уже есть, мне еще одну надо создавать? — А я дома вчера сама! Сама создала папку «Огород», а в ней еще три папки — «Томаты», «Огурцы» и «Перцы»!

Справляться Лене помогает Игорь Борисов. Сегодня он помощник, а следующий урок будет вести сам. Игорь учится в 9 «А» классе той же школы, что и Лена. Ребята терпеливо и спокойно объясняют своим подопечным, куда нужно «тыкать» и что количество папок на одном диске не ограничено, не забывая похвалить ученицу, самостоятельно создавшую дома папку «Огород». Бабушки и дедушки корпят над следующим заданием и снова засыпают своих учителей вопросами:

— Вот теперь мы закрываем, а имя файла куда?

— А ничего, что папка и файл одинаково называются?

— Мышкой на крестик? Давить?

В отличие от учеников, сидящих за партами в обычной школе, пенсионеры хотят учиться. Они не стесняются дотошно выспрашивать все подробности одной операции по нескольку раз и старательно записывают все в свои тетради. Несмотря на единую для всех цель занятий, каждый свою задачу определил по своему: одним приходится осваивать компьютер для того, чтобы иметь возможность продолжать работать, другим — чтобы самим, без помощи вечно занятого сына, устанавливать игрушки, третьи хотят освоить Интернет и понять, почему в нем по ночам «зависают» внуки, и даже для того, сообщили мне по секрету, чтобы через Всемирную паутину получать оттуда (палец был многозначительно поднят) информацию. А Леонид Крачевский надеется, что первые его ученики перейдут во вторую, продвинутую ступень — «Профи».

Метки:
baikalpress_id:  35 390
Загрузка...