Взялись за старое

Стараниями некоторых кандидатов в мэры Иркутска в городе снова появились образцы грязных предвыборных технологий

Предвыборная кампания по выборам мэра города Иркутска выходит на финишную прямую. Подготовительный период этого волнующего процесса завершается на этой неделе окончательной регистрацией кандидатов, распределением в соответствии с законом теле- и радиоэфира и газетной площади. С ближайшего понедельника разрешена агитация в средствах массовой информации. Однако у некоторых кандидатов, похоже, руки чешутся. Им традиционно не терпится ускорить течение предвыборного процесса, и они берутся за выпуск макулатуры сомнительного качества — как в содержательном, так и полиграфическом смысле. Стараниями одного из кандидатов в городе появились грязные предвыборные технологии.

С нарушением закона

Откровенно говоря, была надежда, что нынешние выборы обойдутся без так называемых грязных технологий и черного PR. Тем более что минувшей осенью на выборах в городскую думу мы наблюдали немногие примеры честной борьбы, основанной на противостоянии предвыборных программ и проектов, а не на битве компроматов. И это радовало! Кампания по выборам городского головы, к сожалению, двигается в другом русле, едва успев начаться.

Листовки и газетки наводнили Иркутск. Вся эта макулатура имеет четко выраженный предвыборный характер, однако зачастую на ней отсутствуют сведения о тираже, заказчике, типографии, как того требует избирательное законодательство. Соответственно все эти издания выпущены с нарушением закона.

Содержание газеток и листовок также претендует на тщательный анализ представителей правоохранительных органов, поскольку уголовные статьи за клевету и оскорбления личности пока еще никто не отменял.

Компромат из шкафа

Итак, о чем же информирует горожан один из участников избирательного процесса, которому так не терпится с головой окунуться в мутные воды агитации? Он не рассказывает о своей предвыборной платформе, он не предлагает каких-либо программ по развитию того или иного района города, он даже не выдвигает нередких для предвыборного процесса лозунгов типа «Сделаем Иркутск столицей мира!»... Нет! Вся его энергия направлена на дискредитацию своего основного оппонента по выборам мэра Иркутска. Причем происходит эта дискредитация методами середины 90-х годов, известных своим «уважительным» отношением к закону. Такое впечатление, что у нашего нетерпеливого кандидата в квартире стоит шкаф, весь покрытый пылью и паутиной, откуда кандидат время от времени достает образцы избирательных материалов 15-летней давности. И вот эти материалы служат ему для подготовки нынешней предвыборной макулатуры.

«Под прицелом олигархов!», «Преступные группировки», «Что же будет с Родиной?», «Перед лицом серьезной угрозы»... Вот лишь некоторые образчики творчества кандидата и его команды. Собственно, ничего нового в этом нет.

Подобные штампы есть в глубоком архиве у каждого так называемого пиарщика, что называется, со стажем — только вот используют они их последнее время крайне редко. Заказчиков нет. Все-таки в последнее время кандидаты на тот или иной пост стараются привлечь избирателей своими идеями и проектами, но никак не грязью по отношению к политическим оппонентам. Однако вот в Иркутске нашлась такая личность, которой весь этот арсенал грязных технологий пришелся, похоже, ко двору.

Кто постоит за президента Медведева?

Надо добавить, что обычно такие приемы используют кандидаты, не имеющие шансов на победу. Им нечего предложить избирателю, кроме пустых популистских лозунгов. И информационный вакуум своих предвыборных платформ они занимают пустой трескотней, направленной против оппонентов.

В свою околополитическую кухню такие кандидаты привлекают известных людей, которые обычно и не знают о том, что стали инструментом в руках «черных технологов». Помнится, в середине 90-х годов, когда градус «грязного PR» поднялся до небывалых высот, добрая часть телевизионного эфира и газетных площадей была отдана под опровержения и уточнения. Суть их сводилась к тому, что герои предвыборных роликов и материалов заявляли, что либо они этого не говорили вообще, либо это было сказано ими в совершенно другом контексте. В любом случае согласие на участие в предвыборной «мясорубке» они не давали. И вот ситуация возвращается. Егор Батоев, председатель областного антикоррупционного комитета, вынужден был обратиться в прокуратуру, чтобы та разобралась с фактами распространения незаконной предвыборной агитации, где использовалось его, Егора Батоева, имя. Об этом он сообщил в минувшую пятницу на пресс-конференции. «Я не давал никакого согласия на использование моих высказываний и моего изображения в СМИ и в агитационных материалах одного из кандидатов на пост мэра Иркутска. Также я не делал никаких заявлений в адрес одного из кандидатов», — заявил Батоев.

Если председатель областного антикоррупционного комитета способен постоять за себя и дать разъяснения широкой общественности, то кто постоит за президента России? Ведь в том же издании и на той же странице, где используется имя Егора Батоева, размещена выдернутая из контекста цитата Дмитрия Анатольевича Медведева.

К предмету, о котором идет речь, высказывание президента отношения не имеет, но сам факт присутствия первого лица государства в издании должен, по мнению нашего кандидата и его команды, повлиять на читателя и добавить веса их макулатуре.

Каков он, мэр-разрушитель?

У большинства иркутян отношение к подобной макулатуре брезгливое. За долгие годы становления избирательной системы в городе, равно как и по всей России, у людей выработался иммунитет в отношении подобной продукции. Выбрав в качестве предвыборных приоритетов дискредитацию оппонентов грязными, незаконными методами, кандидат должен отдавать себе отчет, что он заранее проигрывает избирательную гонку.

История новой, свободной России пока еще не слишком длинная. Однако даже этот небольшой период сформировал недоверие к подобным методам и людям, которые эти методы практикуют. Те редкие случаи, когда кандидаты на волне огульной критики и без четкой собственной программы приходили к власти, влекли за собой разрушение и хаос.

И дело не в том, что эти кандидаты обязательно какие-то монстры. Просто, имея в своем распоряжении команду, «заточенную» под разрушение, они не могли перепрограммировать ее на созидание. А никакой другой команды у таких людей нет и не бывает. Лишив себя поддержки конструктивных сил, подобные кандидаты оказываются в некоем вакууме, заполнить который им попросту нечем.

В ситуации с Иркутском эта простая теория находит подтверждение на практике. Кандидат-макулатурщик, обеспечивший вал заказов разным (в том числе подпольным) типографиям, — популист чистой воды. Он всегда в информационном поле — при том, что в созидательных процессах замечен не был. Зато он имеет мнение на едва ли не любой процесс, происходящий в обществе, и почти всегда его мнение направлено на создание конфликта, скандала, интриги.

Что произойдет, если такой человек начинает управлять городом или какой-либо другой территорией? Несчастный регион вовлекается в постоянные «разборки» и фактически теряет шансы на мало-мальское поступательное развитие. Строительство муниципальных объектов, развитие образования и спорта, формирование молодежного резерва — все останавливается на то время, пока мэр-разрушитель находится у власти. Вокруг него концентрируются сомнительные личности, которые рассматривают власть как инструмент для решения собственных проблем. Другие люди в его команду не пойдут.

Какой нормальный инвестор решится вкладывать средства в территорию, которой руководит неадекватный управленец? Станет ли государство рассматривать эту территорию в качестве площадки для федеральных программ? Вопросы риторические, поскольку отрицательный ответ на них очевиден.

Времена меняются

В 90-х годах черные технологии изредка вызывали определенный интерес у избирателя. Еще бы: долгие десятилетия все избирательные процессы проходили скучно и гладко, в пользу «блока коммунистов и беспартийных», а тут на тебе — чье-то грязное белье вывалили... Сейчас же подобные приемы у большинства нормальных людей вызывают лишь раздражение и досаду.

Когда на одной чаше весов лежат ворох сомнительных изданий и популистские утверждения одного кандидата, а на другой — реальные дела второго, ежу, как говорится, понятно, за кого отдаст свой голос избиратель. И странно, что кандидаты-макулатурщики не понимают этого или не хотят понять.

Метки:
baikalpress_id:  12 464