Технология обмана

Как продавцы-воры стали почти «неприкасаемыми». И как некоторые производители продовольственных товаров дурят потребителей

У нас все не как у людей. Дашь волю проверяющим — плохо: «кошмарят» (выражение президента РФ Дмитрия Медведева) малый и средний бизнес. В первую очередь, конечно, торговый, поскольку на него, например, в Иркутске приходится более 62% объема всего товарооборота в этой сфере. Наденешь узду на государственные контролирующие и надзорные органы — еще хуже. Тогда продавцы начинают в свою очередь «кошмарить» покупателей. Особенно в мясных, колбасных и сырных отделах. Да еще как!!!

Страх-то у них совсем пропал, после того как в 2004 году упразднили Госторгинспекцию. Худо-бедно, но эта контролирующая федеральная организация держала под постоянным прицелом продавцов, стремившихся за счет обвесов-обсчетов улучшить свое материальное положение. Специалисты инспекции делали контрольные закупки и принимали строгие меры. Кстати, не только административные. При случае могли передать материалы проверки в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Следили за тем, чтобы в каждом торговом зале, где таковые имеются, в соответствии с правилами торговли, утвержденными постановлением правительства № 55, стояли контрольные весы. И они стояли! А сейчас их нет. Например, в микрорайоне Солнечном на конец декабря 2009 года из 20 магазинов, обследованных мною, контрольные весы имелись лишь в одном.

На смену Госторгинспекции пришла новая структура — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно — Роспотребнадзор), которой передали для исполнения также функции Службы санитарно-эпидемиологического надзора и Департамента защиты прав потребителей Министерства антимонопольной политики РФ. Управление Роспотребнадзора по Иркутской области приступило к работе в начале 2005 года. Но вот закавыка: правом делать контрольные закупки, которым обладала Госторгинспекция, Роспотребнадзор не наделили. А без контрольной закупки практически невозможно установить факт обвеса и, как следствие, обсчета покупателя.

Тем не менее специалисты территориального Роспотребнадзора эту работу проводили — на свой страх и риск. Опыт за плечами у них был большой — многие пришли сюда из упраздненной Госторгинспекции. Правда, теперь они могли привлечь нарушителей правил торговли только к административной ответственности, ибо в 2003 году из УК РФ была изъята знаменитая статья № 200, которая предусматривала уголовную ответственность за обвес и обсчет. В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях (КОАП) понятие «контрольная закупка» чудесным образом вообще исчезла. Ну а после окончательного запрета в 2009 году работникам Роспотребнадзора осуществлять эти самые закупки (дескать, противоречит действующему законодательству) обман покупателей продавцами только усилился.

Ловкачи из «Сырной лавки»

Во многих областных СМИ обратили внимание на участившиеся в последнее время жалобы иркутян, обманутых работниками торговли. Получив задание редакции разобраться с этой проблемой более детально, попытаться найти ее первоистоки и первопричину, я решил для начала поизучать ситуацию в хорошо знакомом микрорайоне Солнечном, где обвес и обсчет тоже не редкость. Несколько раз заходил в «Сырную лавку», находящуюся на так называемой базарной площади в центре Солнечного, и всегда меня там непременно надували то на 3, то на 5, то на 7 рублей. Это обнаруживалось уже дома, где у меня есть свои точные электронные весы. В «Сырной лавке» контрольных весов нет, поэтому доказать продавцам факт обмана было практически невозможно.

После того как обвесили и обсчитали снова, написал заявление в Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (ЦБППР и ИАЗ) при ГУВД по Иркутской области, ибо на сегодня только у правоохранительных органов осталось право делать проверочные закупки. Вскоре получил ответ за подписью начальника центра — полковника милиции Темури Козаева: «Сообщаю, что сотрудниками ЦБППР и ИАЗ проведена проверка, по результатам которой был выявлен факт обсчета покупателя на сумму 16 рублей 80 копеек продавцом Ивановой С.И., работающей в магазине «Сырная лавка» (ИП Погудин). В отношении гражданки Ивановой составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.7 КОАП РФ — «Обман потребителя», — который направлен для принятия правового решения в территориальное управление Роспотребнадзора».

Прочитав текст, я встретился с заместителем начальника отдела потребительского рынка ЦБППР и ИАЗ Дмитрием Ямщиковым (сотрудники именно этого отдела провели 19 января 2010 года контрольную закупку в присутствии понятых) и спросил его, какое конкретно наказание понесет продавец «Сырной лавки». В ответе Козаева об этом — ни слова.

— Конкретное наказание определяет Роспотребнадзор, — пояснил Дмитрий Александрович.

Оштрафовали Иванову на 1000 рублей. Как видите, сумма... ну очень смешная. Если не сказать больше. Продавец «наварит» ее быстро. С работы не выгонят, хозяина торговой точки не накажут — не та статья. Ущерб потребителю нанесен, говоря юридическим языком, незначительный. Для более серьезного наказания нужно, чтобы он стал значительным. Чтобы человека обсчитали не менее чем на 1000 рублей. Тогда это будет уже уголовная статья — «Мошенничество».

Но кто же у нас покупает за раз в магазине или на рынке продуктов на 10—15 тыс. рублей, дабы продавец мог его обмануть на такую большую сумму? Да никто! Статья эта заведомо «пустая». Так что воровать работникам прилавка по большому счету сегодня никто не мешает. Ну попугает Роспотребнадзор... Так что с того? Продавцы наши закаленные, их мизерными штрафами не испугаешь. Вот если бы лишали всей месячной зарплаты, это было бы ощутимо. Подействовало бы лучше всякой воспитательной публикации в прессе. Как сказал мне один из экспертов потребительского рынка, такие «рубликовые» штрафы стимулируют продавцов залезать в наши карманы чаще и глубже. Что они, кстати, успешно делают. Тому подтверждение — не только жалобы иркутян, других жителей Приангарья, но и статистика. Если в 2008 году ЦБППР и ИАЗ выявил в торговле Иркутской области 375 правонарушений по статье 14.7 КОАП РФ («Обсчет и обвес»), то в 2009-м уже 432.

И еще: тот же эксперт заметил, что на языке юриспруденции обвес и обсчет потребителя не считается воровством. «А чем считается?» — спросил я. — «Это расценивается как обман, как присвоение чужих финансовых средств...» У нас нагло воруют, а мы еще должны при этом некую юридическую политкорректность соблюдать. Для чего? Покупатели ведь не адвокаты, не юристы, они называют вещи своими именами. И мы будем так называть. Вернее, так оценивать. Обман — это когда ваша дама обещала прийти на свидание, но не пришла. Или когда тесть обещал зятя устроить на «хлебную» должность, но не устроил. А если кто-то без вашего ведома, без вашего согласия забрал ваши кровные обманным путем, пусть даже через гипнотическое внушение, то это и есть натуральное воровство. И не надо тут лукавить. Наш федеральный законодатель не перестает удивлять граждан: умыкнули деньги у государства — воровство, а у конкретного человека — всего лишь обман.

И умыкают. Сотрудники отдела потребительского рынка при ГУВД по Иркутской области буквально завалили меня такими фактами. Я их все добросовестно записывал, некоторые даже включил в эту статью. Потом вычеркнул, рассудив, что ничего нового из них читатель не узнает. Скажу только о том, что меня неожиданно и неприятно поразило. Оказывается, далеко не по всем фактам грубого обсчета и обвеса, о которых милиция официально уведомляет территориальный Роспотребнадзор, тот накладывает на провинившихся штрафы. Существует куча зацепок и зацепочек — вполне, кстати, официальных, помогающих работникам прилавка уходить от ответственности. Например, люди в погонах не доказали, были ли весы продавца в надлежащем техническом состоянии.

А вдруг они неисправны, их вовремя не проверила соответствующая метрологическая организация? Тогда это уже вина предпринимателя, а не продавца. Иными словами, милиционеры, поймав вороватых работников прилавка за руку в результате контрольной закупки, должны еще и за техническим состоянием весового оборудования следить, доказывать, что оно было на момент проверки исправно, а «неисправен» был именно продавец. Хотя голова об этом должна болеть в первую очередь у тех, кто торгует, а не у тех, кто проверяет и покупает. Начальник отделения по обслуживанию Левобережного округа г. Иркутска отдела потребительского рынка при ГУВД по Иркутской области Елена Уткина говорит: в объяснительных продавцы, как правило, пишут: «Покупателя обсчитала, потому что весы были технически неисправны, об этом не знала».

О святая простота! Я в своей жизни еще ни разу не сталкивался с фактом, когда весы продавца «по техническому состоянию» взвесили бы мне продуктов на большую сумму, чем я заплатил. Всегда почему-то меньше. Обсчет мне иногда объясняли совсем уж забавно: накануне случилось небольшое землетрясение, вот стрелку весов и качнуло. Или: покупатель проходил мимо, задел...

Продолжение следует.

Метки:
Загрузка...