Д’Актиль — поэт

Наш земляк — автор «Марша энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь»; это он назвал СССР страной героев, страной мечтателей и страной ученых

Узнав, что слова самых известных советских песен, ставших любимыми, народными, олицетворением великого прошлого великой страны, написал родившийся в Иркутске человек, я, признаться, сильно поразилась. «Марш Буденного» («Мы красные кавалеристы, и про нас...») — гимн революционного поколения, кто не маршировал под него в своем пионерском детстве? Или «Марш энтузиастов» («Нам ли стоять на месте?..») — с этой песней мы ходили на парады. Он сочинял не только бравурные тексты, но и задушевную женскую лирику: «Звать любовь не надо» — из фильма «Моя любовь», с Лидией Смирновой в главной роли, помните? Это наш земляк подарил людям «Прекрасную маркизу» (у которой хороши дела), «Пароход» (Ах, не солгали предчувствия мне...), «Му-му»— лучшее из репертуара Леонида Утесова, легкое, веселое, джазовое. На его стихи создавали мелодии гениальные композиторы: Исаак Дунаевский, братья Покрасс. Их пели Любовь Орлова, Вера Красовицкая, Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон. Дарование его было разносторонним: журналист, сатирик, поэт-лирик, он оставил после себя замечательные переводы рассказов Джека Лондона, О’Генри, знаменитой «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Поэт Д’Актиль, более известный как Анатолий Адольфович Френкель, появился на свет в Иркутской губернии, в самом ее сердце — в городе Иркутске — в июне 1890 года в небедной еврейской семье, где папа был фармацевтом.

Время к Анатолию Д’Актилю оказалось все-таки несправедливо. О жизни и работе большого творца, создавшего произведения — символы целой эпохи, известно крайне мало, по скромной автобиографии 1927 года. Его литературной биографии, похоже, не существует — во всяком случае, найти подробное жизнеописание нашего земляка довольно трудно. Только скупые факты с приличными расхождениями в годе смерти. В одних источниках — он умер от истощения в разгар войны, в 1942-м, в городе Перми, куда его эвакуировали из блокадного Ленинграда. По другим данным — в 1946-м, правда тоже в Перми, но после второго брака и недолгого проживания в Москве. Даже фотографии Д’Актиля в огромном Интернете нет ни одной — лишь скромный дружеский шарж неизвестного автора.

Что известно

Настоящее имя Д’Актиля — Анатолий Адольфович Френкель (при рождении Носон-Нохим Абрамович Френкель). 1890 — 03 (15) июня. Иркутск. Родился в мещанской еврейской семье. 1897 — Чита. Начал учебу в Читинской гимназии.

1903 — Нью-Йорк, колледж.

1907 — отъезд из Нью-Йорка в Иркутск.

1907 — Иркутск. Снова поступил в гимназию. Взяли в седьмой класс.

1909 — принял католичество и перекрестился в Анатолия Абрамовича.

1909 — Томский университет. По аттестации Иркутской гимназии от 30 мая 1909 года за № 711 принят на 1-й курс юридического факультета.

1910 — зачислен на юридический факультет Петербургского университета.

1911 — начал публиковаться в юмористической газете «Биржевые ведомости» и журналах «Сатирикон», «Стрекоза», «Бич» и другие.

1912 — окончательно перебрался в Петербург.

1913 — редактор еженедельника «Жизнь и суд».

1915 — женился.

1915 — покинул юридический факультет Петербургского университета.

1917 — написал книгу «Желчью по бумаге». 1917 — родилась первая дочь.

1917 — конец года. Отбыл в Ростов-на-Дону, где печатался в газете, работал в эстрадном театре «Кривой Джимми».

1919 — служба в политотделе Первой Конной армии.

1921 — организовал и редактировал сатирический журнал «Красный ворон» (впоследствии «Бегемот»), а также журнал «Смехач».

1924 — родилась вторая дочь.

1926 — автор книги «Синяк под глазом» 1926 — родилась третья дочь.

1930 — выпустил книгу «Первая Конная в боях: история в частушках»

1936 —написал «Марш энтузиастов».

1941 — в блокадном Ленинграде работал на радио и в печати.

Сам о себе

Из автобиографии 1927 года: «Родился я в мещанской еврейской семье в 1890 году, в Иркутске. (Если в моих стихах есть каменная суровость, отнесите ее, пожалуйста, на счет необъятной тайги и тяжелого бесснежного мороза!) Отец был фармацевтом. Начал я свое образование в Читинской гимназии... (Если в моих стихах есть вольнолюбивая непокорность, прошу видеть здесь отражение неразгаданного Байкала, озера ясных глубин и таинственных бурь!) В 1903 году я очутился в Нью-Йорке у родственников и 4 года учился в колледже. (Если в моих стихах есть спокойное стремление ввысь, вспомните о 40-этажных небоскребах!) В 1907 году я уже опять в Иркутске. С 1910-го по 1915 г. — юридический факультет Петербургского университета. (Если в моих стихах есть стройность логической мысли и ясное чувство правосознания — то не знаю почему, так как за все 5 лет я успел сдать только одну статистику!) С 1912-го по 1917 г. я живу безвыездно в Питере и работаю в печати... В 1915 году я женился. В 1917 году у меня родилась первая дочь. В 1924-м — вторая. В 1926-м — третья. (Если в моих стихах есть благородная раздраженность и язвительная желчь... одним словом, вы сами понимаете...)»

Марш Буденного

О создании гимна армии Буденного сохранились такие воспоминания — то ли правда, то ли вымысел. ...В начале 1920 года Первая Конная армия выбила войска Белой гвардии из Ростова-на-Дону. Жили тогда в Ростове и работали в маленьком театрике «Кривой Джимми» 20-летний музыкант Дмитрий Покрасс и уже довольно известный поэт и автор прекратившего свое существование журнала «Сатирикон» Д’Актиль. Юный и восторженный Покрасс встретил конников в буденновках на проспектах города. Он прибежал к Д’Актилю и предложил: «Давай напишем марш буденновцев!» Д’Актиль был занят приготовлением обеда для жены, выздоравливавшей после тифа. Предложение молодого пианиста застало его врасплох. Но ироничный и неунывающий «сатириконец» первым делом сочинил эпиграмму на самого себя: Стою, стою у примуса, Готовлю фарш. Четырнадцатой дивизии Слагаю марш.

Стихи, что называется, домашние, но ритм будущей песни уже проступал сквозь эти шутливые строки. Песня была сочинена. В «Кривой Джимми» тем временем заглянул секретарь Реввоенсовета Первой Конной Орловский — он хотел выяснить, чем может быть полезен театр Красной армии. Ему сыграли новую песню. Взяв с собой двух авторов, Орловский повел их в гостиницу «Палас». Там их уже ждали Ворошилов, Буденный, Пархоменко, Морозов, Щаденко. Полководцы стояли в пустом зале, где не осталось ни столов, ни стульев — только пианино. У Покрасса и Д’Актиля было в запасе уже две песни, и они начали с другой — «Мы дети воли и труда». Климент Ворошилов, послушав, сказал: «Она больше подходит для пехоты!» Тогда Покрасс сыграл и исполнил «Марш красной кавалерии». Слушатели песню одобрили: «Вот эта под коня подойдет!» — и спели ее несколько раз.

...Кто-то из командиров сказал, что поэт и композитор, наверное, голодные и им надо выдать денег — по нескольку миллионов рублей (деньги были обесценены, и несколько миллионов являлись скудным гонораром). А уж если давать деньги, то нужно, чтобы настоящие знатоки проверили и дали заключение, насколько хороша песня с точки зрения музыкальной — кстати, в Ростове ведь есть консерватория.

Несколько конников вместе с авторами были посланы в консерваторию. Ее директор Михаил Фабианович Гнесин и другие профессора прослушали песню в темпераментном исполнении Покрасса. «Это для нас не музыка», — вынесли они заключение. Но авторы и конники настаивали: «Песню поют, так что распишитесь».

Профессора нехотя поставили свои подписи на документе о выдаче сочинителям денежного вознаграждения. Дмитрий Покрасс, с Первой Конной отправившийся в боевой путь, исполнял песню на митингах, собраниях, на привалах, концертах. Специально для этого в обозе на телеге возили пианино. Ни слова, ни музыка «Марша» не были тогда напечатаны — она жила в эскадронах, ее переписывали и перепевали. В 1922 году «Марш Буденного» был записан композитором Шульгиным как народная песня и издан впервые. Д’Актиль говорил, что своего текста в точности не помнит, но видит, что он был сильно изменен. По скромности поэт называл себя не столько автором, сколько родоначальником этой песни.

Вы знаете песни на стихи Д’Актиля...

* «Две розы» (исп. дуэт «Ромэн», Алла Баянова)

* «Добрая ночь» (исп. Леонид Утесов, Людмила Гурченко)

* «Звать любовь не надо» (исп. Вера Красовицкая, Людмила Сенчина)

* «Изумруд» (исп. Валерий Агафонов, Алла Баянова)

* «Марш Буденного» (исп. Государственная академическая республиканская русская хоровая капелла им. А.А.Юрлова)

* «Марш энтузиастов» (исп. Любовь Орлова)

* «Все хорошо, прекрасная маркиза» — перевод на русский язык и адаптация под музыку (исп. Леонид Утесов)

* «Му-му» (исп. Леонид Утесов, вокальный ансамбль «Бабье лето»)

* «Негритянская любовь» (исп. Леонид Утесов)ъ

* «Пароход» (исп. Леонид Утесов)ъ

* «Песня о дружбе» (исп. Александр Розум)

* «Песня о неизвестном любимом» (исп. Эдит Утесова)

* «Тайна» («У меня есть сердце, а у сердца песня...»), исп. Леонид Утесов, Иосиф Кобзон

* «Тени минувшего» (исп. Иосиф Кобзон, Николай Сличенко)

Дмитрий Покрасс

Советский музыкант и композитор. Народный артист СССР (1975). Большинство своих песен создал в соавторстве с братом, Даниилом Яковлевичем. Музыку писал и другой его брат — Самуил.

В 1919-м вступил в Красную армию.

В 1920-м написал «Марш Буденного», который стал одной из первых широко известных песен Страны Советов. Автор музыки к фильмам «Мы из Кронштадта» (1936), «Если завтра война...» (1938).

Наиболее знаменитые песни Покрасса: «Москва майская» («Утро красит нежным светом...»), «Марш танкистов» («Броня крепка...») и «Три танкиста» (из фильма «Трактористы», 1938 г.), «Казаки в Берлине» и др.

Окончание в следующем номере.

Загрузка...