Глотов Николай, купец

Более ста лет назад предприниматель с высочайшего позволения прорубил окно на Север, открыв почтово-пассажирскую линию по реке Лене

Окончание. Начало в № 41

Срочный отказ

Однако дело так и не дошло до заседания Государственного совета. 6 декабря 1885 г. И.М.Сибиряков, находившийся в Санкт-Петербурге, известил Министерство путей сообщения и телеграфировал генерал-губернатору Восточной Сибири о своем отказе от учреждения срочного почтово-пассажирского пароходства на Лене.

Прошло около трех лет, прежде чем появился новый претендент. В конце 1888 г. на имя иркутского генерал-губернатора А.П.Игнатьева поступил проект от нижнеудинского второй гильдии купца Николая Егоровича Глотова, уже имевшего опыт в организации речных сообщений на р. Лене. Компаньонами Глотова по учреждению пароходства на первоначальном этапе выступали иркутский мещанин И.И.Минеев и киренский мещанин А.М.Кавинин, отошедшие впоследствии от дел.

Обращение и проект устава обсуждались не только в Иркутске, но и в Якутске. Так, получив указания обсудить проект устава пароходства, якутский губернатор, статский советник Владимир Захарович Коленко, 23 августа 1889 г. внес его на рассмотрение общего присутствия Якутского областного управления. В результате были дополнены и уточнены некоторые пункты устава учреждаемого пароходства и принято решение: «Ходатайствовать перед г. Главным начальником края (т. е. иркутским генерал-губернатором) о содействии учреждению пароходства по реке Лене до Якутска, хотя бы от Усть-Кута, с будущего 1890 года...»

«Соизволил и повелел исполнить»

Однако потребовалось еще пять лет, пока проект Николая Глотова дошел до завершающей стадии. Совместное заседание департаментов Государственной экономии и Законов Государственного совета 30 декабря 1893 г. после обсуждения условий и проекта договора по устройству и содержанию срочного почтово-пассажирского пароходства по р. Лене приняло проект положения, первый пункт которого гласил: «Предоставить иркутскому генерал-губернатору заключить договор об устройстве и содержании срочного почтово-пассажирского пароходства по реке Лене с предпринимателем, нижнеудинским купцом Н.Е.Глотовым, сроком на двенадцать лет, начиная с 1894 г., согласно выработанным Министерством путей сообщения проектам основных условий, исправленным по преподанным Государственным советом указаниям, с выдачею названному предпринимателю из казны: а) порейсовой платы в размере не свыше пятидесяти пяти тысяч рублей в год в течение первых двух лет содержания пароходства и не свыше шестидесяти тысяч рублей в год в течение остальных десяти лет и б) беспроцентной ссуды в шестьдесят тысяч рублей, подлежащей погашению в течение шестилетнего срока, считая со времени выдачи оной, ежегодно, равными частями по десяти тысяч рублей, с удержанием сих денег из первых, в каждом году, платежей порейсовой платы...».

Обсудив выработанный проект, Общее собрание Государственного совета под председательством великого князя Михаила Николаевича 14 февраля 1894 г. поддержало его и представило на Высочайшее утверждение. 28 февраля 1894 г. предложение Общего собрания Государственного совета «...об устройстве срочного почтово-пассажирского пароходства по р. Лене...» Александр III «утвердить соизволил и повелел исполнить».

Однако с подписанием договора и открытием пароходства в навигацию 1894 г. вышла накладка. Дело в том, что шестой год продолжались всевозможные обсуждения проблемы открытия пароходства на р. Лене. Естественно, за все эти годы доверенные (управляющие) пароходами Н.Е.Глотова на р. Лене добросовестно выполняли свои обязанности, в которые входил поиск подрядов и задействование пароходов в навигацию.

Так поступил при подготовке к навигации 1894 г. и доверенный Н.Е.Глотова — читинский мещанин Яков Александрович Подглазов. Получив известие о Высочайшем повелении, он обратился 23 мая 1894 г. с заявлением к иркутскому генерал-губернатору Александру Дмитриевичу Горемыкину: «...Дело об учреждении Ленского пароходства начато в 1889 году (вернее, в 1888 г. — П.К.), т. е. тянется уже пять лет. Не полагая, чтобы оно могло быть решено в настоящем году, я в видах соблюдения интересов моего доверителя, ранее получения известия о разрешении передать Ленское пароходство в его руки, позаключив уже условие на доставку грузов на прииски Витимской системы, и в настоящее время пароходы моего доверителя заняты доставкою; это лишает меня возможности подписать договор с правительством без изменения ...» Я.А.Подглазов просил перенести срок открытия пароходства с 1894 г. на 1895 г. 27 мая 1894 г. А.Д.Горемыкин в свою очередь известил о просьбе Я.А.Подглазова министра внутренних дел И.Н.Дурново и министра путей сообщения А.В.Кривошеина, подчеркнув, что в случае открытия пароходства в 1894 г. казна понесет более 89 тыс. руб. убытка, не считая тех незапланированных в смете расходов сумм, которые должны быть выданы Н.Е.Глотову. Генерал-губернатор просил министров отсрочить открытие пароходства до следующего года.

Доводы генерал-губернатора и аргументы доверенного Н.Е.Глотова нашли понимание у ведомств, и открытие почтово-пассажирского пароходства на р. Лене было отсрочено до навигации 1895 г.

 28 января 1895 г. завершился 38-летний период поисков, предложений и обсуждений проблемы учреждения регулярного почтово-пассажирского сообщения по великой сибирской реке Лене. Это стало под силу только талантливому и дальновидному предпринимателю, нижнеудинскому, а с 1898 г. — иркутскому первой гильдии купцу Николаю Егоровичу Глотову. Именно ему суждено было открыть новую страницу в экономической жизни всего Приленского региона, внести новое в систему путей сообщения северо-востока России. 10 мая 1895 г. со станции Тарасовской в Якутск вышел в первый еженедельный рейс пароход «Пермяк» (капитан — иркутский мещанин Н.В.Могилев).

В год открытия пароходства, в 1895 г., Н.Е.Глотов владел четырьмя пароходами — «Пермяк», «Витим», «Якут», «Почтарь», буксирным пароходом «Работник» и шестью железными баржами (вместимостью: одна — 2 тыс., три — по 6 тыс., две — по 14 тыс. пудов). В двух шеститысячниках имелись помещения для перевозки 131 и 121 арестантов с конвоем.

30 октября 1896 г. генерал-губернатором А.Д.Горемыкиным и Н.Е.Глотовым был подписан первый дополнительный договор, по которому с навигации 1897 г. исходным пунктом для рейсования была назначена Усть-Кутская почтовая станция, а ежегодная порейсовая оплата должна была составлять не свыше 50 737 руб. 50 коп.

Н.Е. Глотов стал постепенно приобщать к своему делу и сыновей, Николая и Константина. Вместе с ними он образовал товарищество «Н.Н.К.Глотовы». После истечения действия большого договора товарищество подписало договор с Управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения на устройство и содержание почтово-пассажирской линии от Усть-Кута до Якутска сроком с 1 января 1908 г. по 31 декабря 1917 г.

Собственность Советской Республики

После кончины в 1911 г. Николая Егоровича Глотова его сыновья успешно продолжали дело отца. Но в России произошла Октябрьская революция и установилась советская власть.

Подписанный председателем Совнаркома В.И.Лениным 27 января 1918 г. декрет «О национализации торгового флота» гласил: «Объявить общей национальной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров со всеми движимыми и недвижимыми имуществами, активами и пассивами таких предприятий».

Так была предопределена и судьба товарищества «Н.Н.К.Глотовы». Однако труды Глотовых не пропали даром. Построенные ими пристани стали речными портами, мастерские и затоны — базой для Ленского речного флота.

При подготовке материала использованы следующие источники: Гузенков С.В. У истоков пароходства на Лене // Земля иркутская. — 1998. — № 10. Арутюнов Г. По большой сибирской реке // Земля иркутская. — 2002. —№ 3.

Метки:
baikalpress_id:  11 991