С лучшими музыкантами мира

Денис Мацуев в четвертый раз собрал звезд на Байкале

В минувшее воскресенье в столице Приангарья открылся очередной, уже четвертый по счету, фестиваль классической и джазовой музыки «Звезды на Байкале». В первый день на сцене Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского исполняли произведения Прокофьева, Донаньи и Рахманинова. Аккомпанировал Уральский академический филармонический оркестр, солировали известный во всем мире скрипач-виртуоз Граф Муржа и знаменитый иркутский пианист Денис Мацуев. Еще одну, по сути сольную, партию Денис, как главный инициатор проведения в Иркутске столь глобального музыкального действа, исполнил накануне перед журналистами — на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля. Вот лишь некоторые моменты из почти часового общения.

О личной жизни

— За последний год она не изменилась. Дело в том, что состояние, которое я сейчас переживаю, меня полностью устраивает. Не хочу, чтобы оно заканчивалось. Это состояние помогает мне жить в своем темпе. Жить на сцене, заниматься организацией мероприятий, подобных «Звездам на Байкале», — это счастье на самом деле...

Вот сегодня, приехав в Иркутск, я вошел в свою квартиру, где специально не делаю ремонта, и в течение 15 минут вдыхал запах своего детства. Знаете, я одному журналисту как-то по большому секрету рассказал: все, что я делаю здесь, подчинено одной цели — хотя бы раз в году побывать дома, подышать родным воздухом. Ну и заодно провести время в хорошей компании и в хорошем таком, сумасшедшем ритме.

О почетном звании

— Когда мне сообщили об этом, я испытал двоякое чувство. С одной стороны, конечно же, гордость, а вот с другой... Знаете, в моем понимании почетный гражданин — это всегда человек в возрасте, этакий старец, убеленный сединами. Я, как вы видите, пока еще далек от этого.

Но все, что касается Иркутска, для меня святое, и, поверьте, где бы я ни был, всегда и всем говорю, что я иркутянин. И меня все знают как сибирского музыканта.

О мировом кризисе

— Я не знаю, что такое кризис, о котором все говорят. У меня количество концертов даже прибавилось — их около полутора сотен в год. Да и публики в залы стало ходить больше и на Западе, и у нас. Конечно, неприятно слышать о закрытии каких-то предприятий, о том, что целые города встают, о забастовках. Это очень тревожно. Знаю, что и у нас в области есть подобные проблемы. Но надеюсь, что мы справимся — и не такое проходили...

О музыкальном воспитании

— Недавно я стал участником творческих встреч в студии «Останкино», на Первом канале. Это такой формат, когда артист в большом зале общается с аудиторией. В свое время гостями подобного мероприятия были Андрей Миронов, другие известные артисты. Мне очень нравится такой стиль общения.

Я, признаюсь, никогда не давал мастер-классов. Ну нет у меня такой жилки, педагогической, не вижу себя в этом. А вот поговорить с залом, зарядиться его энергетикой — совсем другое дело...

А еще у нас не хватает на телевидении передачи, которая готовила бы человека к прослушиванию классической музыки. А это очень важный момент. Уходит традиция. Музыканты прилагают много усилий, чтобы призвать новую аудиторию на свои концерты, но люди порой не знают, как вести себя на подобных мероприятиях. Они получают удовольствие, когда их «прижимает к стулу» при исполнении какой-то красивой мелодии, но многие не понимают, что нужно делать в этот момент. Отсюда и хлопки между частями произведения, другие совершенно неуместные в концертном зале вещи.

То, что приходит новая публика, — замечательно. Но нужно как-то готовить ее, разъяснять, что прослушивание классической музыки — это не развлечение. Это тяжелая работа. Тяжелая — но в то же время обогащающая, излечивающая, одухотворяющая....

О шоу-бизнесе

— Шоу-бизнес постепенно внедряется и в классическую музыку. Публике подавай популярное имя на афише и популярное произведение. Из-за этого многие замечательные композиторы уходят в небытие, а молодые, но несомненно гениальные музыканты играют в неполных залах...

Давно известно: нужно сначала хорошенько поработать на свое имя, чтобы оно потом работало на тебя. В свое время я побывал с концертами во многих городах, поселках и даже деревнях. Лет пятнадцать этому посвятил. Только российских городов посетил более 150, причем некоторые не по одному разу. Иркутскую область объехал вдоль и поперек. Был в Казачинском, Магистральном... Играл порой бесплатно, в ужасных условиях, но при этом четко понимал, что если я хочу добиться успеха — это необходимо. Если ты выбираешь профессию концертирующего музыканта, то нужно играть для публики. Она должна знать тебя, приходить в залы...

В фестивале «Звезды на Байкале», насколько я знаю, шоу-бизнес не присутствует. Очень демократичные цены на билеты для зрителей, очень скромные гонорары для мировых знаменитостей... Кстати, о ценах. По этому поводу расскажу одну анекдотичную ситуацию. Шел я как-то в Москве на свой концерт в Большой зал консерватории, подбегает ко мне спекулянт и предлагает билет. Цена — 25 тысяч рублей! Спрашиваю: «Кто играет?» Ответ: «Мацуев, классный чувак! Иди, не пожалеешь...»

О звездах нынешнего фестиваля

— Сергей Накаряков — это Паганини трубы. На данном инструменте в мире больше никто так не играет. Это самородок. Сергей Огринчук — первый гобой мира, это сто процентов.

Конечно, без Владимира Теодоровича Спивакова мы не могли обойтись. В этом году он приезжает к нам не со своим оркестром «Виртуозы Москвы», а со скрипкой Страдивари. Кстати, сольный концерт на сцене Иркутского музыкального театра мы с ним будем играть за несколько дней до знаменательной даты в его жизни — 12 сентября ему исполнится 65 лет. Этот выдающийся музыкант сейчас находится в гениальной форме как скрипач.

Между прочим, в мире очень большая напряженность со скрипачами. И на наш фестиваль, могу заверить, приедут практически все самые лучшие. Это и Граф Муржа, который уже полюбился иркутянам. Это Борис Бровцын, который, может, и не столь знаком местной публике, но это, поверьте, потрясающий скрипач. Он мой однокурсник, сейчас живет в Лондоне. Будет у нас представительница Японии — Саяка Седзи, моя большая подружка, звезда мировой величины. Впервые я ее услышал, когда с оркестром Юрия Темирканова мы совершали турне по Стране восходящего солнца. Я был поражен ее абсолютным проникновением в образ. Обычно азиатские музыканты, коих большое количество, играют больше механически — правильно, но абсолютно без эмоций. К Саяке это не относится, она совершеннейший самородок.

Впервые на фестивале выступит «Терем-квартет». Это уникальный в своем роде ансамбль музыкантов. Они создали свой собственный, неподражаемый стиль, превратив народные инструменты в классические. Играть с ними не чураются многие именитые исполнители. Иркутским зрителям посчастливится увидеть совместные выступления «Терема» с моим большим другом, постоянным участником Байкалького фестиваля, замечательным виолончелистом Бориславом Струлевым, с уже названным выше Графом Муржой, а также с несравненным Аркадием Шилклопером, который потрясающе играет и на валторне, и на альпийском роге.

Невозможно представить фестиваль без саксофониста Георгия Гараняна и органиста Гарри Гродберга. Очень рад, что на концертах наряду с Уральским академическим филармоническим оркестром (дирижер Дмитрий Лисс) будет плотно задействован и Иркутский губернаторский симфонический оркестр под управлением нового дирижера — Илмара Лапиньша.

Кроме того, в мероприятиях фестиваля примут участие Ольга Балашова (меццо-сопрано), Николай Луганский, Павел Нерсесьян, Екатерина Мечетина (все — фортепиано), Борис Андрианов (виолончель), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (саксофон), а также симфонический оркестр юных музыкантов Иркутской области «Созвездие Байкала» (руководитель Леонид Безродный.

О будущем фестиваля

— Фестиваль, несомненно, останется ежегодным. И он обязательно будет развиваться. Есть много идей, как сделать его еще интереснее и расширить его аудиторию.

Была, например, мысль устроить концерт на открытом воздухе, в тех же Тальцах. С привлечением огромного количества народа, с трансляцией этого действа по каналу «Культура». Главная проблема, которая нас пока сдерживает, это погода. Сентябрь очень непредсказуем. Но идея, согласитесь, замечательная. Думаю, что мы к ней еще вернемся. Можно сделать трансляцию из зала. Пока нет аппаратуры, но, уверен, мы ее найдем. Возможно, уже к юбилейному — пятому фестивалю. Запись можно оставить в архиве и показывать ее в разных уголках Приангарья. Не все желающие ведь могут приехать в Иркутск, но все они должны понимать, что здесь происходит нечто. А наш фестиваль действительно уже давно стал событием в музыкальной жизни страны: о нем все говорят, очень многие хотят сюда приехать. И я уверен, что недалек тот день, когда наряду с отдельными исполнителями мы привезем на берега Байкала и какой-нибудь знаменитый западный оркестр.

Метки:
baikalpress_id:  35 211