Герой России Петр Егоров

Золотую звезду прославленный летчик получил спустя более полувека, хотя к званию Героя Советского Союза был представлен еще в 1944 году

Август 1939 года. У реки Халхин-Гол советские и монгольские воинские подразделения ведут ожесточенные бои с японцами. Серьезный ущерб позициям советских войск наносила японская артиллерия. Для управления огнем противник использовал аэростат-корректировщик. Много дней советские летчики охотились за аэростатом, который на глазах у всего фронта висел на высоте четыреста метров. Но стоило взлететь звену истребителей, как его с помощью лебедки японцы быстро опускали и маскировали в специально вырытой большой яме.

Восемнадцатого августа 1939 года, в День авиации, звену истребителей старшины Петра Егорова было приказано во что бы то ни стало уничтожить аэростат. Чтобы перехитрить противника, Егоров на своем истребителе И-16 полетел на бреющем полете от линии фронта вглубь монгольской территории, а потом зашел с тыла. Японская зенитка открыла запоздалый огонь, но была ликвидирована. Корректировщик стремительно опускался в свое убежище. Егоров дал по нему длинную очередь. От аэростата вверх взметнулось пламя, черный дым волнами стал подниматься вверх...

На аэродроме всех летчиков-истребителей вместе с Егоровым подхватили на руки и стали качать, а затем торжественно вручили подарок — большую картонную коробку с дорогими папиросами «Борцы». В конце августа того же года японскую группировку разгромили. Лично Петр Егоров сбил шесть самолетов и аэростат-корректировщик, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

...После военных действий в Монголии в 1939 году Егоров в звании старшего лейтенанта командовал эскадрильей 8-го истребительного полка, дислоцировавшегося в Забайкалье.

В начале июня 1941 года полк получил приказ готовиться к отправке в летние военные лагеря за Уралом. Самолеты в разобранном виде были погружены на платформы поездов и отправлены за Урал. По прибытию в Иркутск летчики-дальневосточники узнали о нападении Германии на СССР.

.. Восьмой истребительный полк в первых числах июня прибыл на полевой аэродром севернее Вязьмы. Враг занял Смоленск, бои шли за Ярцево. Авиация противника господствовала в воздухе. На самолетах И-16 и И-153, которые уступали в скорости вражеским «мессершмиттам», летчики-дальневосточники вступили в бой. Новых советских самолетов ЛАГ-3 и Як-1, превосходивших по боевым качествам фашистские, было еще крайне мало.

...Первый вылет 8-го истребительного полка на боевое задание в Отечественной войне. Перед вылетом старший лейтенант Егоров напомнил летчикам: «Если встретится группа фашистских бомбардировщиков, то атаковать каждый самолет всем звеном».

В районе города Дорогобужа Егоров со своими летчиками увидели четыре немецких ME-110. Это двухмоторные многоцелевые двухместные самолеты с мощным вооружением. Обнаружив советские истребители, они, как по команде, «разбежались» в разные стороны. И все указания Егорова ведомые ( те, которые, следуют за ведущим) позабыли — один И-16 погнался за одним МЕ-110, другой за другим, ну а сам командир без поддержки своих летчиков атаковал третьего. Вначале Егоров с дальней дистанции, с четырехсот метров, стал стрелять короткими очередями. А вражеский стрелок отвечал длинными. Егоров, ведя дуэль короткими очередями, медленно сближался с противником. Другой МЕ-110 «сидел» у него на хвосте, тоже медленно приближаясь, чтобы сбить И-16 наверняка. Егоров резко отвернул влево с небольшим набором высоты и, сразу же перевалив вправо, оказался у этого второго МЕ-110 в хвосте.

Старший лейтенант и немецкий стрелок открыли огонь почти одновременно. Победу одержал Егоров: он подбил вражеский истребитель, который, объятый дымом, рухнул на землю.

Прекратив преследование другого вражеского самолета, старший лейтенант заметил, что двигатель истребителя стал работать с перебоями. Он хотел лететь на аэродром, но увидел своих летчиков — Зотова и Колыханова. Эти летчики прогнали двух «мессеров» и искали своего командира. Втроем они полетели к линии фронта. Впереди был большой пожар — это горело Ярцево (город в Смоленской области). Группа «юнкерсов» сбрасывала бомбы на город. Бомбардировщики действовали под прикрытием 16-ти истребителей ME-109. Хотя силы были явно неравные, Егоров со своими летчиками пошел в атаку на бомбардировщиков, чтобы расстроить их боевые порядки и сбить с прицельного бомбометания. Бомбардировщики стали сбрасывать свой груз там, где их застала атака советских истребителей и, освободившись от бомб, стали беспорядочно уходить на запад.

Советские истребители преследовать их не могли: над ними висело 16 «мессершмиттов» да и горючего осталось только на обратный путь. Дотянуть до аэродрома свой самолет Егорову не удалось: на полпути застучал мотор. Летчик выключил зажигание и посадил истребитель на небольшое поле возле деревни. Самолет плавно стал на «нос».

Из деревушки прибежала ребятня. Дети наперебой рассказали, что линия фронта находится в двух-трех километрах от этого места. Пока Егоров разговаривал с ребятами, из леса выбежала группа красноармейцев. Они залегли и начали стрелять по самолету. Ребят словно ветром сдуло.

Разобравшись, что самолет советский, красноармейцы организовали охрану истребителя, а Егоров стал добираться до своего полевого аэродрома... В сентябре 1941 года на авиационном заводе в Саратове Егоров с группой летчиков получил новые истребители Як-1 и уже 19 числа этого же месяца участвовал в воздушном бою в районе Мелитополя.

Там советских штурмовиков пытались атаковать две четверки «мессершмиттов». Они боевым разворотом начали набирать высоту. Об этом Егоров позднее рассказывал так: «Я рванулся за ними. Как было приятно ощущать, что Як быстро набирал высоту! Немцы, видя, что мы оказались выше, перешли на снижение. Я без особого труда зашел в хвост фашистскому истребителю и почти в упор расстрелял его. Такая же картина была у второго звена наших истребителей со второй четверкой фашистов — отличился командир звена лейтенант Селезнев. Немцы стали уходить из-под удара. Наши штурмовики, сбросив смертоносный груз на скопление вражеских танков, взяли курс на свой аэродром. Мы их прикрывали до самой посадки. После этого боя было высказано много восторженных слов в адрес нашего, теперь уже полюбившегося Як-1». Как вспоминал Петр Дмитриевич, операции истребителей в небе детально разрабатывались на аэродроме. Но в ходе воздушного боя возникали неожиданные моменты, да и поведение фашистских летчиков заранее невозможно было предугадать, а из-за отсутствия радиосвязи между самолетами командир звена не мог вносить необходимые коррективы.

 Перед каждым вылетом истребителей Егоров всегда выделял парочку опытных летчиков, которые не боялись зениток и подавляли их. Зачастую эту задачу поручал паре Алеши Приказчикова.

...В октябре 1942 года Егоров в звании подполковника был назначен командиром 484-го истребительного полка. Расставаться с родным 8-м полком ему было нелегко. Там он знал каждого летчика, знал, кому что можно было поручить, знал всех инженеров и техников. В основном все они были из Забайкалья, где еще до войны готовили самолеты к полетам.

Справка

Егоров Петр Дмитриевич — бывший командир 263-го Померанского ордена Суворова 2-й степени истребительного авиационного полка 2-го Белорусского фронта, полковник в отставке; первый Герой Российской Федерации в Иркутской области.

Родился 12 июля 1913 года в деревне Сычи ныне Моховского района Орловской области. Русский. Окончил 7 классов, рабфак в городе Мариуполе Донецкой области Украины.

В Красной Армии с 1935 года. В 1936 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Боевое крещение принял в боях на реке Халхин-Гол, где с мая по сентябрь 1939 года шли упорные бои против японских войск. Егоров воевал в составе истребительного авиационного полка, совершил за период боев 120 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 японских самолетов лично.

В боях Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Западном фронте, с сентября 1941 года — на Южном фронте, с сентября 1942 года — на Закавказском фронте, с мая 1943 года — на Западном фронте, с мая 1944 года — на 2-м Белорусском фронте. Командовал эскадрильей в 8-м истребительном авиационном полку, затем был командиром 484-го (с июня 1943 года) и 263-го (с октября 1944 года) истребительных авиационных полков.

За годы Великой Отечественной войны совершил около 300 боевых вылетов, провел свыше 40 воздушных боев, сбил 6 немецких самолетов лично и 9 — в группе.

За личный героизм и мастерское командование полком подполковник Егоров в 1944 году был представлен к званию Героя Советского Союза, но присвоено оно не было по неизвестным причинам... Участник Парада Победы.

Окончание в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  11 485
Загрузка...