Генеральная репетиция полета

В воскресенье в небе над островом близ поселка Жилкино порхали сверкающие, как стрекозы, схемки (схематические модели планеров) и выписывали фигуры высшего пилотажа радиоуправляемые, совсем как настоящие, только маленькие, самолеты. Тренировка ребят из клуба технического творчества «Сигма» стала итогом кропотливой работы на протяжении всего учебного года и своего рода отборочными стартами перед областным чемпионатом по авиамодельному спорту. Пробу крыла, с восторгом глядя в небо, наблюдала наш корреспондент.

 — Такие выезды для нас и работа, и праздник, — поделился директор клуба Игорь Зуев. — Жаль, что не можем себе это позволить чаще — по экономическим, конечно, причинам. Ехать далеко, приходится автобус заказывать.

 И действительно, на обычном городском пустыре планер не запустишь — мешают линии электропередачи, деревья, строения. А здесь площадка как по заказу: достаточно ровная, огромная поляна, открытая всем ветрам, что для авиамодельного спорта очень важно. Да и клещей тут нет, родители могут быть спокойны за своих моделистов-авиастроителей.

В небо на поводке

 Сделать модель самолета, даже самую на первый взгляд простенькую, — работа кропотливая. Тут и усидчивость требуется, и аккуратность, и недюжинное терпение. А вот чтобы успешно запустить в небо свое произведение — приходится побегать до седьмого пота.

 К планеру подцепляют леер — леску длиной 50 метров; один человек (в данном случае это руководитель секции планеров Владимир Гаврилович Молоков) держит модель, а ребенок, ухватив конец леера, по сигналу мчится сломя голову — разгоняет свою схемку.

 — В этом деле много тонкостей, — объясняет Владимир Гаврилович мне, непонятливой, как поставить планер на крыло. — Главное ветер поймать, а в идеале — воздушный поток. Бежать надо строго против ветра, значит, одновременно учимся определять его направление. Разогнать планер очень даже непросто: нужно быстро бежать и одновременно смотреть на модель.

Получается, что бежишь, почти не глядя под ноги. Ведь в нужный момент, когда набрана высота, необходимо отпустить планер с «поводка». Чуть запоздаешь, и не будет полета — рухнет самолетик. А продержаться в воздухе без леера он должен, по нормативам соревнования, не меньше 60 секунд.

 С первого раза полноценный полет ни у кого не получается: планеры так и норовят клюнуть носом в зеленый луг. Но у маленькой авиакатастрофы всегда есть причины. По словам Молокова, только так, на практике, ребенок может понять, почему летает самолет и почему упорно падает...

 — Посмотри, Руслан: когда летит рывками, то, скорее всего, у схемки угол атаки маленький, — терпеливо объясняет наставник расстроенному неудачей моделисту. — Давай-ка посмотрим, что можно сделать... Вот сюда, под фюзеляж, нужно вставить тонкую планку, почти щепочку, и полетит машина! А тебе (обращается уже к другому пацану) надо стабилизатор поправить, а то болтается и лететь не дает.

 И вот с пятой, а то и десятой попытки рукотворные стрекозы становятся послушными, а ребятишки, забыв про усталость, с еще большим энтузиазмом носятся по полю за своими моделями, стараясь не терять их из виду: жалко же, если улетит!

 Кстати, Молоков — старожил клуба юных техников, уже 40 лет занимается с ребятишками, которые в нем души не чают. Причем в его секцию приходят семилетки, осваивать азы. Конечно, они ничего не умеют, да и два часа кропотливой работы не каждый выдержит. Так у Владимира Гавриловича своя методика: малость потрудились, потом «технический» перерыв — соревнования по дартсу. Еще поработали — и на перекладину: подтягиваться, мускулатуру развивать. А если кому шахматы нравятся, то пожалуйста — и они есть в мастерской. Получается не просто авиамодельный спорт, а самое настоящее воспитание.

Долгожитель в подвале

 Негосударственное учреждение «Технический клуб «Сигма» работает в Иркутске II, в просторном и, как ни странно, довольно светлом подвале жилого дома, аккурат напротив авиазавода, уже 61 год. Многие бывшие моделисты связали свою жизнь с авиастроением и работают на заводе.

 — Авиамодельный спорт популярен во всем мире, и у нас в стране он раньше активно развивался. Жаль, что теперь интерес пошел на спад, — сетует Игорь Викторович.

И поясняет, что удовольствие это весьма затратное. И двигатели, и топливо, и материалы для изготовления моделей — все дорого. А про готовые модели и говорить нечего, стоимость некоторых очень даже сопоставима с автомобилем-малолитражкой.

 Но, несмотря на то что спорт этот перешел в разряд элитных, ребятишки в «Сигме» занимаются абсолютно бесплатно. Авиазавод содержит помещение, платит руководителям секций и директору, помогает приобретать расходные материалы.

 — Мы берем заниматься всех, не делим ребятишек на заводских и чужих, — уверяет Зуев. — Только очень хотелось бы, чтобы участие в этом деле принимали и другие структуры. А то ведь как получается: авиамоделизм относится к техническим видам спорта, поэтому городской спортивный департамент не может финансово участвовать в его развитии. По содержанию и направленности работы мы больше относимся к РОСТО ДОСААФ. Но это тоже общественная организация, и то, что они соревнования организуют, уже подвиг. Так что сейчас одна надежда поддержать детское техническое творчество — добиться сотрудничества с управлением образования города. Потому что кризис кризисом, но на детях экономить — последнее дело. Такими темпами мы можем потерять это поколение. В подворотни ведь пойдут, если не сможем сохранить клубы, дома творчества, секции...

 P. S. Когда мы только подъезжали к месту тренировки, обогнали группу подростков 15—16 лет. Парни и девушки шли на берег Ангары явно культурно отдыхать: несли пледы, пакеты с провизией и несколько больших бутылей с пивом. Жаль, что энтузиастов, готовых увлечь детей интересным делом и увести их с улицы, на всех не хватает... Хотя, как охарактеризовал свой коллектив директор, «шесть мужиков без вредных привычек» очень стараются.

Метки:
Загрузка...