Репортер Милевский

Ответственный репортаж о пребывании наследника престола в Иркутске администрация губернии и Географическое общество доверили Петру Милевскому

В девяностые годы XIX века имя фотографа Петра Милевского было известно не только в Сибири. На Всероссийской фотовыставке 1889 года среди представленных мастером работ были виды Прибайкалья, городская архитектура, храмы и монастыри, портреты иркутян, жанровые снимки. В фондах иркутских музеев, архивов, библиотек собраны многочисленные фотографии П.А.Милевского: здание судебных установлений на Ивановской площади, Иркутский Вознесенский монастырь, здание Горного управления и золотосплавочной лаборатории, городской думы на Амурской улице, гостиницы «Московское подворье» и другие. Сибиряком выполнена серия снимков, на которых запечатлен момент спуска на воду со стапелей ледокола-парома «Байкал». В 1890 году Петр Адамович показал свои работы на Московской всероссийской выставке, посвященной 50-летию изобретения фотографии, за что удостоился серебряной медали.

Когда общественность Иркутска готовилась к встрече наследника — Николая Александровича, администрация губернии, правление Географического общества предложили ответственную фотосъемку Петру Адамовичу Милевскому. Решение это во многом зависело от чиновников канцелярии генерал-губернатора, администрации города, купцов и золотопромышленников. Учитывая масштабность события, фотограф заранее продумал точки съемки: первый кадр — момент прибытия в Иркутск почетного гостя и встречу с жителями города — он запечатлел с крыши высокого здания, расположенного рядом с аркой, воздвигнутой в честь царской особы. В книге князя Э.Э.Ухтомского, сопровождавшего цесаревича в путешествии, записано:

« ...Наступило 23 июня — давно и с нетерпением ожидаемый день прибытия Его Императорского Высочества в Иркутск. Разукрашенный флагами, зеленью, вензелями и транспарантами город принял праздничный вид. С самого раннего утра народ массами направлялся к берегу Ангары, так чтобы к 12 часам дня вся набережная, от генерал-губернаторского дома до самой арки близ кафедрального собора, была буквально запружена народом... На мостках разместились воспитанники мужских и женских духовных и светских учебных заведений во главе со своими начальниками. Ровно в половине второго часа дня раздался на колокольне Крестовоздвиженской церкви, а затем и всех других церквей звон, возвещавший иркутянам приближение августейшего гостя. Вся многотысячная масса, в которой были не только городские жители, но и множество приехавших из окрестных селений, с благоговейным трепетом осенила себя крестным знамением и в безмолвном ожидании обратила свой взор в ту сторону, откуда должен показаться пароход.

Из кафедрального собора начался крестный ход, в котором принимало участие не только городское духовенство, но и множество сельских священников, прибывших к этому времени в Иркутск. Во главе крестного хода шествовали архипастыри: высокопреосвященный Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский и преосвященный Агафангел, епископ Киренский, викарий Иркутской епархии, за ними духовенство в золотых парчовых облачениях в два ряда, по старшинству, впереди — хор архиерейских певчих в парадных костюмах. Около двух часов показался пароход «Сперанский», на котором изволил прибыть Его Императорское Высочество. По приближении парохода к пристани и выходе на площадку на набережной Его Императорское Высочество был встречен гласными думы во главе с городским главой В.П.Сукачевым, поднесшим Его Императорскому Высочеству по русскому обычаю от граждан Иркутска поднесли хлеб-соль на изящном блюде. С речью выступил высокопреосвященство Вениамин...»

Петр Милевский запечатлел большинство моментов торжеств. Авторство снимков золотых и серебряных блюд, других подарков, поднесенных высокому гостю, также принадлежит Петру Адамовичу Милевскому. С раннего утра следующего дня фотограф со своей аппаратурой был готов сопровождать будущего монарха со свитой. Наследник направился в летние лагеря с целью познакомиться с воинскими подразделениями. Милевский также запечатлел некоторые моменты. На третий день продолжились торжества по случаю освящения и открытия понтонного моста через Ангару. Иркутские летописцы сообщали: «О начале церемонии известил перезвон колоколов Чудотворской (Прокопьевской) церкви, который подхватили все городские храмы. Затем крестный ход во главе с архиепископом двинулся в сторону понтонного моста по Набережной улице.

При прибытии крестного хода к устроенному около моста возвышению, покрытому красным сукном, святые иконы были поставлены вблизи него. Присутствующие на торжествах разместились вокруг помоста, на заранее назначенных местах. Громкое «ура» возвестило о приближении из генерал-губернаторского дома цесаревича Николая и его свиты и генерал-губернатора А.Д.Горемыкина с супругой. По прибытии наследника началось молебствие. По окончании его цесаревич выслушал почетный рапорт архитектора, автора проекта понтонного моста В.А.Рассушина и речь городского головы В.П.Сукачева о необходимости такого сооружения. Затем Рассушин передал ножницы наследнику, который разрезал ленточку при громких криках «ура».

Все присутствующие в предшествии крестного хода проследовали по мосту на левый берег реки, где военный оркестр исполнил народный гимн «Боже, царя храни».

На левом берегу наследник сел в экипаж и проследовал в Вознесенский мужской монастырь, где Петр Адамович Милевский запечатлел царскую делегацию. В иркутской истории это сооружение занимает положение особое — место упокоения первого иркутского епископа, святого старца Иннокентия, старейшее в Восточной Сибири. О нем написано и выпущено большое количество иллюстрированных книг, открыток, фотографий.

Пребывание цесаревича в Иркутске продолжалось. Из Вознесенского монастыря наследник со свитой вернулись на правый берег Ангары по новому мосту. Снимки о посещении золотосплавочной лаборатории выполнил П.А.Милевский, запечатлел момент вручения цесаревичу хлеба-соли на золотом блюде. В память о посещении музея Восточно-Сибирского отдела Географического общества наследнику был подарен альбом видов и типов Восточной Сибири, а также труды отдела, в издании которых участвовали многие фотографы Сибири.

К вечеру 24 июня цесаревич покинул Иркутск на пароходе «Сперанский» при торжественном колокольном звоне всех городских церквей. Следом на пароходе «Сокол» отправился по Ангаре до пристани Бархатово и фотограф П.А.Милевский. Судя по содержанию архива мастера, он продолжил съемку пребывания наследника и в Енисейской губернии. Фотографии, на которых запечатлены встречи Николая Александровича с жителями Канска, Рыбного, Березовского, Кемчуга и Ачинска, также принадлежат П.А.Милевскому. В «Путешествии Государя» описывается сцена отъезда наследника из Канска: «...30-го июня жители города поднялись вместе с солнышком. В восемь часов лошади уже стояли у крыльца. Момент, когда Его Императорское Высочество вышел из дома (И.Г.Гадалова), успел схватить фотограф, и теперь картина выхода его к коляске красуется на стенах у многих жителей Канска».

Петр Милевский объявил об отъезде из Иркутска и начал распродажу своего имущества в 1901 году. Но, судя по работам, его связь с Сибирью еще продолжалась до 1907 года. Музей ВСОИРГО — один из последних снимков, сделанных в Сибири Милевским. Он запечатлел дорогое для себя место, где работал многие годы своей жизни. Дальнейшая судьба его неизвестна.

В иркутской летописи сообщалось, что 7 января 1897 года типография Р.А.Лейбовича переехала из помещения П.А.Милевского в дом К.М.Иодловского на Большой улице. А образовавшееся в Иркутске Общество граммофонов разместилось в доме Милевского. На фотографических карточках начала XX века обнаруживаешь новые записи: «Фотография расположена в бывшем доме Милевского». А значит, следующее поколение иркутских фотографов продолжило дело пионеров сибирской фотографии, как поступил в свое время Петр Милевский, приобретя фотоателье у В.А.Динесса.

Загрузка...