ЕГЭдай ответ

Качество знаний абитуриентов с введением единого госэкзамена понизилось

В институте математики и экономики ИГУ на первом курсе теперь приходится читать вводные лекции, хотя все это студенты должны были узнать еще в школе. Дело в том, что если раньше ученики изучали предметы все десять лет, то теперь один (последний) год у них выпадает — учителя посвящают его подготовке к ЕГЭ. Единый экзамен связал по рукам и ногам многих школьников из села: у них меньше возможностей хорошо его сдать — а следовательно, и поступить бесплатно в вуз. Во-первых, штат в деревенских школах, как правило, не укомплектован, а во-вторых, в районах не все могут воспользоваться Интернетом, так необходимым теперь в образовании.

— Раньше к абитуриентам, особенно из села, относились по-другому, — рассказывает первый проректор ИГУ Игорь Нэрисович Гутник. — На устном экзамене преподаватель добивался от них рассуждения, оценивал мыслительные способности, определял, способен ли человек к обучению. На первом курсе ребята из районов показывали знания чуть хуже, может быть, но после адаптации часто выбивались в лидеры. Сейчас мы теряем таких студентов. Хотя в целом ЕГЭ снимает с вуза много проблем — преподаватели на лето уходят в отпуск, а не принимают экзамены, нет никаких обвинений в коррупции... Выбирать, сдавать ЕГЭ или вступительные испытания в самом вузе, сегодня могут только инвалиды, заочники и люди, желающие получить второе высшее образование.

— Механизм нижнего порога — что считать при сдаче ЕГЭ двойкой — до конца не отработан. Когда ученик идет сдавать ЕГЭ в школе, он не знает, двоечник он или отличник. В аттестате у него может стоять твердая пятерка, а экзамен он может не сдать, — объясняет ответственный секретарь приемной комиссии ИГЛУ Лариса Александровна Алексеенко. — В нашем вузе профильным экзаменом на большинстве специальностей является иностранный язык. В формате ЕГЭ это один из самых сложных экзаменов, он состоит из нескольких частей: грамматика и лексика; чтение; письмо. Как показывает анализ территорий, в которых абитуриенты выбирают ЕГЭ по иностранному языку, это крупные города области. Абитуриенты из сел гораздо реже выбирают иностранный язык, и не потому что не хотят получить профессию, связанную с изучением иностранного, — просто возможностей подготовиться к ЕГЭ у них гораздо меньше: преподавание в школах ведется нестабильно, трудно организовать репетиционные ЕГЭ (это связано с выездом в другие территории), нет возможности позаниматься с репетитором. В традиционном формате вступительного экзамена оценивались в том числе и способности к изучению языков, а сегодня формат ЕГЭ это исключает.

Европа уже отказалась от системы наподобие ЕГЭ, потому что поняла ее бессмысленность. Зато наша страна только пришла к единому экзамену, по привычке подбирая за Западом все самое сомнительное. К сожалению, ЕГЭ больше не является экспериментом — теперь это полноценная система, которая поселится в нашем образовании очень надолго. Несмотря на то что все видят в ней огромное количество минусов, отказаться от единого экзамена и признать свою ошибку министры не смогут — честь мундира как-никак.

Загрузка...