Блондинка в розовой машинке,

или Почему мужчин лихачей называют крутыми, а женщин — дурами

Если еще совсем недавно к автомобильной теме я не имела никакого отношения, то теперь могу гордо называть себя автомобилистом. Недавно на собственном опыте узнала, как превратиться из пешехода сначала в «чайника», которому можно доверить руль, а потом и в автолюбителя (честно сказать, пока еще нахожусь на странной стадии, когда вроде уже и не совсем «чайник», но и не молодец). К тому же нашла общую и, что самое интересное, неиссякаемую тему с таксистами и многими мужчинами, которые так любят рассказывать о своих «ласточках». Правда, об автомобилях рассуждают многие — это одна из самых популярных сегодня тем. За последние месяцы в данной сфере произошли существенные изменения. В автошколах теперь учат иначе. А мировой финансовый кризис ударил по кошелькам потенциальных покупателей автомобилей и как следствие — по всему автопрому.

Теория дороги

Как превратиться из обыкновенного пешехода в настоящего автолюбителя? Мне кажется, для этого нужен хороший кучер в лице инструктора, карета (желательно не из тыквы) и большое желание научиться. Кого-то еще с детства учат водить машину родители, а кто-то в первый раз садится за руль уже во взрослом возрасте. Нужно ли говорить о том, что вторым приходится намного сложнее? Вот и я одна из них.

Скажу честно, к тому, что мне вообще когда-нибудь придется водить машину, тем более так скоро, я не была готова. Острая необходимость в собственном автомобиле и человеке, который мог бы им управлять, у моей семьи появилась внезапно. Прошлой осенью. Как раз в то время стали говорить, что с нового года изменится форма обучения в автошколах и сильно взлетит цена. Так что действовать нужно было быстро.

В Иркутске сегодня насчитывается порядка 30 автошкол — выбирай любую. Как правило, люди отдают предпочтение той, которая находится неподалеку от места работы или дома. Я выбрала второй вариант и не прогадала.

Преподаватель теории, от которой мы должны были узнать азы поведения на дороге, оказалась женщиной милой, но строгой. Она серьезно подошла к нашему посещению — пропустивших занятие отчитывала как школьников. Правда, поскольку мой рабочий день чаще всего заканчивался позже, чем начинались уроки, приходилось и пропускать, и опаздывать. Самыми страшными во всем процессе изучения теории лично для меня были занятия, когда преподаватель с огромным воодушевлением рассказывала нам об устройстве машины. Мой мозг гуманитария просто-напросто отказывался слушать про кривошипы и коленчатые валы, прекрасно понимая, что его обладательница вряд ли когда-нибудь сама станет ремонтировать машину. Отсюда вывод — не вся теория одинаково полезна.

Группа у нас собралась очень разновозрастная. Кстати, оказалось, что чем ученик старше, тем ответственнее он подходит к обучению — и знаки учили два месяца и занятия исправно посещали. А молодежь в большинстве своем, и я в их числе, выучила правила дорожного движения непосредственно перед внутренним экзаменом в автошколе — вечера за два.

Женщина за рулем

Самым интересным и важным, естественно, стали практические занятия. Учиться решила на механике, рассуждая так: мало ли на чем ездить придется, научусь на механике — на автомат сяду без проблем. Инструктор мне достался, к счастью, молодой, терпеливый и юморной, а машинка — маленькая, «женская», розового цвета, с багажником, напоминающим дамскую сумочку. Впервые в жизни сев на водительское сиденье и соответственно за руль, я даже умудрилась проехать несколько кругов по полигону с дрожащими коленками и руками и совершенной кашей в голове. Когда я проезжала, наверное, 30-й круг, уже на втором занятии, инструктор сказал припарковаться. Я повиновалась.

— Теперь выйди из машины, — показал на дверь инструктор Паша. Ну что оставалось? Вышла — и оказалась почти по колено в снегу.

— Вот тебе приятно в снегу стоять? Нет. И машине неприятно. Больше так не припарковывайся.

Тогда я поняла, что к автомобилю нужно относиться бережно. Друзья подкалывали: «Блондинка на розовой машинке». Но и это, и стереотип, что за рулем, как и на рыбалке, женщине делать нечего, меня не сильно волновали. С упражнениями на полигоне больших проблем не было — колес за время обучения было сбито немного. И первый выезд в город оказался не так страшен, как рисовали знакомые. За два месяца чего только не происходило со мной на дорогах: и машины подрезала (не специально, конечно), и в повороты влетала на скорости 40 км/ч, и глохла на светофорах, и передачи путала... В общем, как любой нормальный «чайник». И несмотря ни на что, даже мысли не было перейти учиться на автомат — вопреки опасениям инструктора и расхожему мнению, что девушкам на механике ездить слишком сложно.

— Бывает, что с педалями разобраться люди не могут или еще с чем. Но ты у меня первая ученица, которая не знала, что с рулем делать! А теперь вон как научилась в повороты входить. Моя школа! — с гордостью говорил мне Павел примерно на 15-м уроке.

Два месяца пролетели, настала пора экзаменов. Рассказы о несчастных провалившихся кандидатах в водители и злобных, придирчивых гаишниках, естественно, накаляли обстановку. В специально заказанном для нас автобусе на автодром мы ехали молча.

— Просто какое-то утро стрелецкой казни, — рассмеялся и рассмешил всех Андрей Иванович, один из лучших учеников группы.

К счастью, байки о страшных гаишниках в нашем случае не оправдались. К тому же все зависит от подготовки. Не так страшен черт, как его малюют. Не сдали единицы.

Последняя фраза, которую сказал сотрудник ГИБДД, выходя из машины, после того как я все же расквиталась с экзаменом, была следующей: «Молодцы, девчонки, во вторник приходите за правами!» На душе полегчало, но от мысли, что теперь придется ездить самой, без инструктора, стало как-то не по себе... День в очередях — и заветная пластиковая карточка, за которую пришлось побороться, у меня в руках.

Автошкольная перемена

Выучиться я успела еще до наступления перемен в системе. А с нового года для автошкол всей страны ввели новые нормативы. Если раньше ученику необходимо было откатать за рулем учебной машины как минимум 32 часа (правда, я откатала 40 — для уверенности), то теперь — 50. Зато количество часов, посвященных теории вождения и ПДД, сегодня сократилось вдвое. Изначально считали, что цена за такое обучение существенно возрастет, но практика показала обратное. Поскольку теории стало меньше, то плата за нее — ниже. А небольшие по сравнению с прошлым годом цены на бензин не дали сильно вырасти плате за часы практики. Так что получается примерно та же сумма, что и прежде. К тому же об устройстве автомобиля в сокращенном теоретическом курсе нынче не рассказывают.

— Новых нормативных документов по приему экзаменов к нам пока не поступало. Поэтому мы продолжаем оценивать по старой программе. Несмотря на то, что количество обязательных часов практики увеличилось, качество знаний у кандидатов в водители не стало лучше. Просто-напросто многие не вырабатывают часы полностью, не у всех хватает средств, и автошколы это понимают, — объясняет начальник МЭО ГИБДД при ГУВД Иркутской области Вячеслав Развозжаев. — Никакого контроля за автошколами мы осуществлять не вправе, этим занимаются организации, выдающие лицензии, мы видим работу только во время экзаменов.

Еще одно нововведение, которое ожидает автошколы в скором времени, вступит в силу с 1 июля 2009 года. Учебные заведения смогут продолжить свою работу только при наличии собственного автодрома — со светофором, железнодорожным переездом и прочим оборудованием, имитирующим реальные дорожные условия. Каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован видеокамерами, фиксирующими процесс обучения и сдачу экзамена. Кроме того, каждая автошкола обязана иметь специальный программный комплекс, с помощью которого возможно оценивать различные качества будущих водителей. Эти правила будут действовать для открывающихся школ и для тех, что хотят продлить свою лицензию. Остальные, пока не придет время ее продлевать, могут работать в прежнем режиме и копить деньги на строительство автодрома и установку камер. Для абсолютного большинства автошкол такие условия нереальны. Их бизнес не настолько крупный, чтобы позволить себе покупку солидного участка под полигон и полностью его оборудовать. Иркутские школы собираются бороться за свою деятельность — закрываться из-за очередных улучшений в системе подготовки кандидатов в водители они не намерены.

Тем более что число желающих получить водительское удостоверение все же сократилось — многие в нынешних условиях кризиса просто не могут приобрести автомобиль.

Сколько стоит получить права в Иркутске

* 1 час практического занятия: 300—350 рублей;

50 часов практики: 15 000—17 500 рублей

* Курс теории: 5000—7000 рублей

* Медицинская справка: 300—500 рублей

* Госпошлина на водительское удостоверение старого образца («большие»): 100 рублей

* Госпошлина на водительское удостоверение нового образца («пластиковые»):

200 рублей + 400 за услуги изготовления

Продолжение следует.

Метки:
baikalpress_id:  11 293