Как увидеть душу и поместить ее в кадр?

Марина Свинина, известная фотохудожница, некоторое время назад согласилась взять себе в ученики пятерку ребят от 15 до 18 лет, а заодно курировать их совместный проект Anima. Десятого марта в Доме-музее Рогаля открылась выставка под одноименным названием, приглашающая увидеть итоги их коллективного труда, а это 70 избранных снимков.

— Anima — в переводе с латыни «душа». Как название проявляется в представленных картинах?

— Anima прежде всего в традиционной психологии — это женский образ в коллективном бессознательном. Любой вариант бытия так или иначе делится на две составляющие — женскую и мужскую. Женское начало абстрактно, оно рождено душой, его можно почувствовать. Мужское — материально. Мы ныряли глубоко-глубоко в себя, чтобы прочувствовать выставленные сегодня работы, а потом всплывали наверх, используя фотоаппаратуру и наработанные профессиональные навыки, то есть используя мужское начало. На снимках — то, что хотела показать женщина. Мужское в них скрыто. Именно поэтому родилось такое название.

— Для создания образов вы пользовались услугами профессиональных моделей?

— В большинстве своем в роли моделей выступают сами фотографы, поочередно. Спустя довольно долгое время, когда ребята, так сказать, научились на себе, стали приглашать своих друзей и знакомых. К тому же все лето с нами работала моя подруга, она человек театральный, прекрасно умеет входить в образ. Профессиональные навыки работы с моделью начинающие фотографы получили у нее. Если присмотреться, то моделей на снимках можно пересчитать по пальцам, но за счет постановки все это не бросается в глаза, не кажется навязчивым то, что одних и тех же людей мы видим на разных снимках.

— Одна из ваших самых известных фотогалерей — «Обитель сновидений»... не успел закончить вопрос. Марина читает мои мысли?..

— Вы заметили? Действительно, «Обитель...» послужила отправной точкой нового проекта. Начинали работу над ним мы, помнится, с Иваном Пушкаревым. Какое-то время Ваня возвращался к «Обители...» и, можно сказать, ориентировался на нее. Думаю, у картин с сегодняшней выставки схожая энергетика с моей галереей. Порой мне кажется, что спустя десять лет «ОС» снова вышла в свет — в виде Anima.

— Ваш знакомый Владислав Кенга, председатель общества трансперсональной психологии Латвии, продолжает путешествовать со своими докладами, используя в качестве визуального ряда ваши фотографии? Раньше он ведь отдавал предпочтение как раз «Обители сновидений».

— Да, но сейчас, насколько я знаю, он предпочитает «Потомков Авраама». Эта коллекция создана за лето 2000 г. для иркутского Еврейского культурного центра (где находится в постоянной экспозиции), при финансовой поддержке благотворительного фонда «Джойнт».

— Сергей Игнатенко, другой иркутский фотограф, говорил, что главные инструменты художника — это свет и тень. Что вы скажете по этому поводу?

— Я вполне с этим согласна. Более того, одна из моих учениц, Юля Кручинина, довольно хорошо научилась пользоваться ими.

— Способствует ли работе со светом и тенью черно-белая съемка?

— Безусловно. Черно-белая съемка вообще способствует проявлению многих качеств, которые невозможно выразить с помощью цвета. Для себя мы даже обнаружили интересную тенденцию постепенно отказываться от красок все чаще и чаще.

— У творческих личностей, будь то писатель или художник, есть свой стиль, своя фишка, если позволительно так выразиться, по которой мы безошибочно узнаем работу автора. У вас это...

— Я считаю, что художник не должен ограничивать себя рамками. Бывает, мы нарабатываем определенный стиль, но это только мешает, заставляет отказываться, возможно, от чего-то стоящего, перекрывает пути к развитию, совершенствованию. Во мне присутствуют разные психологические составляющие, поэтому я никогда не поставлю себя в рамки определенного стиля, я всеядна. Даже своих учеников я не стараюсь научить тому, что умею. Они не должны подражать мне. Я могу лишь направить их, помочь найти собственную точку зрения, научить извлекать собственную энергию, даже если она мне непонятна. Есть такие работы, в которых присутствует чуждая мне энергетика, находиться рядом с ними мне не по душе, но я понимаю, что они имеют право существовать в некоторых аспектах бытия.

— Будете ли вы продолжать курировать коллектив?

— С этими ребятами, к сожалению, нет. Сегодня мы заканчиваем совместную деятельность.

— В чем же причина?

— Думаю, мы «объелись» друг другом. Я человек с избыточной энергией и понимаю, что ученики слишком пропитаны моим присутствием. Я должна оставить их именно сейчас, когда у них переходный возраст, чтобы позволить им совершить свою духовную перестройку. Им нужно время, чтобы отделить свое от навязанного мной. Кто-то, возможно, вернется на десятки шагов назад, но все равно найдет себя. Словом, «птенцов» пора отпустить из гнезда, чтобы они когда-то смогли свить свое.

— Когда-то в интервью с моим коллегой вы произнесли интересную фразу: «Фотография научила меня...» Но в контексте это было не главным и вы не стали заострять на этом внимание. Все же чему вас научила фотография?

— Очень многому. Фотография оказалась моим самым выраженным воспитательным процессом. Я научилась заглядывать глубоко в свое сознание. Сейчас я думаю, что с помощью практики фотографа, работая со своим мужским составляющим, я понимаю гораздо больше, чем индийские мыслители, которые существовали только в одной из своих сущностей и ничего не делали для воплощения своих идей в реальность. Я научилась пользоваться третьим глазом, не пытаясь вмешиваться в его работу своим обыденным умом, который все равно не сможет понять законов этого бытия.

— В фотографии очень большую роль играет личное мастерство? Насколько я знаю, весь арсенал фотографа, включая «свет» и штатив, стоит неплохой иномарки...

— У меня довольно дешевая аппаратура. Вы знаете, вспоминаю один детский фотоконкурс: участники лет двенадцати были вооружены примитивными, в наше время, мыльницами. В итоге мы получили несколько по-настоящему достойных снимков. Я хочу сказать, что все это современное оборудование просто облегчает работу художника, экономит его время, но в принципе результатов любого уровня можно добиться, используя обычную «зеркалку» со «штатным» объективом, лишь бы был талант. Лично я очень долгое время пользовалась пленочным фотоаппаратом, не устраивало качество «цифры». Но сегодня преимущество цифровых технологий очевидно — и я шагаю в ногу с прогрессом, раз это может избавить меня от всего лишнего и дать возможность познавать фотографию еще глубже.

*** Марина позволила мне остаться наедине с фотографиями и подробнее ознакомиться с ними. Побродил по этажам музея, еще раз удивился, восхитился, недопонял... Спокойствие, удовлетворение, умиротворение...

Метки:
baikalpress_id:  35 045