На два города

Столичного драматурга Владимира Гуркина сегодня чаще можно встретить в родном Черемхово

Знаменитый черемховец, автор пьесы «Любовь и голуби», по которой снят всенародно любимый фильм, Владимир Гуркин вернулся в родной город. Он работает над новым спектаклем по рассказам Василия Шукшина. Премьера «Добрых и злых» прошла 28 февраля на сцене театра драмы Черемхово. Накануне корреспонденту нашей газеты удалось поговорить с известным земляком.

Когда «Копейка» (так получилось, что без предупреждения) приехала в Черемховский театр драмы, Владимир Гуркин был очень занят, но все-таки выкроил немного времени, чтобы побеседовать с нами.

— Владимир Павлович, расскажите, пожалуйста, о новом спектакле «Добрые и злые».

— Это было предложение театра — сделать инсценировку по рассказам Василия Шукшина, посвященную юбилею, 80-летию со дня рождения. Поскольку с большим уважением отношусь к творчеству Василия Макаровича, я согласился. Шесть рассказов — шесть картин — шесть мини-спектаклей в одном спектакле. Репетиции начались во второй половине января и проходят каждый день. Правда, у театра очень плотный график работы — часто выезжают на гастроли, к тому же грипп начался... Тем не менее спектакль должен получиться. Всех приглашаю его посмотреть, думаю, кто увидит, не пожалеет.

— Почему у него такое название?

— Название — вырванные из контекста два слова. В рассказе «Верую» священник говорит: «Все побегут в чисто поле — и добрые, и злые». Это и есть тема спектакля — добро и зло. Ведь люди бывают разные.

— Герои спектакля полностью списаны с шукшинских произведений?

— Да, они взяты из рассказов. Персонажей Шукшина и их жизнь наш читатель и зритель знает. Я сам тоже из Сибири, так что для меня тут тайн по человеческим типам и характерам нет. То, что они узнаваемы, очень нам близки и похожи, вдохновляет. В тех сценариях, которые пишу, я всегда стараюсь отражать только то, что знаю, а чего не знаю — за это не берусь.

— Вы ведь не в первый раз работаете с театром драмы Черемхово?

— Да, это уже мой четвертый спектакль здесь. До этого я ставил три свои пьесы — «Плач в пригоршню», «Прибайкальская кадриль» и «Саня, Ваня, с ними Римас». В «Плаче в пригоршню» прототипом территории является Черемхово, прототипами персонажей — многие жители нашего города.

— С актерским составом театра легко сошлись?

— В спектакле «Добрые и злые» задействовано девять человек. Они играют по две-три роли. Из рассказа в рассказ исполнители переходят. Это стиль открытого театра. Коллектив хороший, дисциплинированный, слаженный, творческий. Всегда непросто срабатываться. Раз на раз не приходится. Сегодня тебя актер понимает, завтра совсем не понимает, а послезавтра играет так, как будто ты сто лет с ним работал. Это свойство профессии. Как цветочек: если ты хочешь сделать его живым, а не искусственным, то не стоит торопить события, надо поливать, ухаживать. На репетициях этим и занимаешься.

— Вы надолго приехали в Черемхово?

— Поставлю спектакль и уеду в Москву. Потом вернусь. Так получилось, что в этом театральном сезоне я больше времени провожу на родине. Уже несколько лет я так живу: одной ногой в Москве, другой — в Черемхово. Буду и дальше здесь ставить спектакли, театр бросать не собираюсь.

— Есть идеи нового спектакля?

— Есть предложение театра поставить «Женитьбу» Николая Васильевича Гоголя. Еще не точно, но такое в планах существует.

— В столице вы над чем работаете?

— Совсем недавно мы закончили снимать художественный фильм по моему сценарию, под рабочим названием «Добрые люди». В апреле предполагается его премьера. Мы успели его сдать до объявления кризиса.

— Знаю, что в ваших планах было снять фильм «Драматург», где прототипом одного из главных героев должен стать Александр Вампилов.

— Из-за финансового кризиса массу фильмов позакрывали, приостановили, в том числе и этот. Поэтому придется подождать какое-то время: для того чтобы снимать фильм нужны деньги, а их пока нет.

— В Москве вы занимаетесь режиссерской работой?

— Нет, я же в штате театров не работаю. Режиссурой я занимаюсь только тогда, когда в этом существует крайняя необходимость: или душа захотела самому поставить что-то, или такая большая потребность есть у театра. С математическим расчетом и из практических соображений я никогда ничего не ставлю, только если вдохновляюсь.

— Спасибо большое за беседу.

— Передавайте привет «Копейке». Пусть рубль бережет.

Справка

Гуркин Владимир Павлович (1951) — драматург, сценарист.

Родился в городе Черемхово Иркутской области. Окончил актерское отделение Иркутского театрального училища. После службы в армии вернулся в Иркутский ТЮЗ. В 1975 году уехал в Благовещенск, затем — в Омский драматический театр.

После написания пьесы «Любовь и голуби» в 1984 году был приглашен в литературную часть «Современника», а в 1993-м — во МХАТ им. Чехова, работал с Олегом Ефремовым.

Автор пьес «Зажигаю днем свечу», «Любовь и голуби», «Плач в пригоршню», «Золотой человек», «Ходит по полю медведь...», «Прибайкальская кадриль», киносценария «Хоровод».

Метки:
baikalpress_id:  10 919