Околица губернии

Несмотря на обилие полезных ископаемых, северные районы области испытывают серьезные социально-экономические проблемы, в частности транспортные

На прошлой неделе губернатор области Игорь Есиповский со своей командой совершил первую поездку по околице губернии — Бодайбинскому и Киренскому районам. Двухдневная командировка прошла в режиме нон-стоп: перевести дух между встречами с представителями коллективов, рабочими совещаниями удавалось лишь во время перелета из одного пункта в другой. Изначально было понятно, что проблемы северян, копившиеся годами, не удастся снять одним махом. Поэтому в разработку брали самые важные. Так, в Бодайбо обсуждали состояние золотодобычи в районе и перспективы ее развития. В Киренске — положение дел на водном транспорте и проблемы сети малых аэропортов северных районов.

Бодайбо: будем жить в поселке, пока что небогатом...

 Своеобразным гимном поездки делегации правительства области вполне могла бы стать известная песня «Главное, ребята, сердцем не стареть!» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Будто специально мэтры ее писали под эту командировку: какую строчку ни возьми — все в десятку. Начало мегахита смело можно адресовать столице золотого края — Бодайбо. Помните: «Будем жить в поселке мы, пока что небогатом, чтобы все богатства взять из-под земли...»?

Району, добывающему для страны около 14 тонн золота в год, с прибыли перепадает совсем немного. В результате город нередко готовится к зиме в долг, не может позволить себе отремонтировать дороги, у него по большому счету нет водозабора и очистных. Одна труба сливает в реку, другая — забирает. Мост через Витим умер в зародыше, вместе с Советским Союзом. Жилье, за небольшим исключением, или ветхое, или аварийное. Ребенка в садик не пристроишь, хлеб по 32 рубля, ехать некуда...

Тем не менее местные власти к приезду правительственной делегации в Бодайбо подгадали презентацию детского сада. Прямо из аэропорта кортеж направился в «Золотинку», которую в марте обещают сдать в эксплуатацию. Много лет над важным соцобъектом довлело клеймо долгостроя, но помогли золотодобытчики, выложив 8 млн рублей. «Золотинка» готова процентов на 90. После монтажа оборудования на пищеблоке и сбора недостающей мебели можно перерезать ленточку (обещают сделать это в марте) и приглашать детвору. Но в целом проблему новый детсад, способный принять 50 мальчишек и девчонок, не решит. По информации начальника местного управления образования Марины Крамаренко, очередь в детские образовательные учреждения насчитывает около 400 фамилий.

Перед совещанием по золотодобыче губернатор успел побывать в больнице. Гостю продемонстрировали переносной и стационарные аппараты УЗИ, один из которых получен по нацпроекту «Здоровье». И тут же пожаловались: при наличии оборудования и достойной зарплате (до 47 тыс. рублей) желающих работать на Севере очень мало. Тем не менее глава города Евгений Юмашев во время короткого доклада на совещании излучал оптимизм:

— Люди у нас на Севере нежадные. Партнерские отношения бизнеса и власти строятся прозрачно, четко и понятно. Те изменения, которые можно увидеть в городе, — это все благодаря нашим недропользователям!

Пасторальную картину, нарисованную мэром, подпортили неприятные выпады гостей по городскому хозяйству, в частности по водозабору и канализации, по состоянию взлетно-посадочной полосы, и так далее. В одном городской глава безусловно прав: самую важную роль в экономике района играет благородный металл.

На золотодобыче трудится более половины населения. Девяносто процентов доходов местной казны приносит золото! Между тем уровень добычи россыпного золота в районе снижается примерно на 6 процентов в год — с 15 315 кг в 2003 году до 9400 кг в 2008 году. А разработка и эксплуатация рудных месторождений требуют значительных энергозатрат. Данную проблему специалисты пытались разрешить еще во времена советской власти.

Представитель Иркутскэнерго Борис Розенраух в своем выступлении сообщил, что предлагалось 9 вариантов подачи электроэнергии разработчикам недр, вплоть до постройки атомной станции. В данный момент прорабатывается вопрос объединения энергетических мощностей двух регионов — Приангарья и Республики Саха. Проект весьма масштабный и дорогой, только на первом этапе на его реализацию потребуется не менее 12 млрд руб. Работа уже идет: состоялось совещание под председательством первого заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия). Было определено, что на первом этапе объединением двух энергосистем приоритетным станет строительство высоковольтной линии Мирный — Ленск — Визирный — Усть-Кут.

Уже на следующий день Игорь Есиповский побывал на крупнейшем в Иркутской области прииске «Высочайший», на месте ознакомившись с проблемами и перспективами золотодобытчиков.

Речной флот: плыть или тонуть?

После серии перелетов делегация добралась до Киренска, где предстояло провести непростое совещание по положению дел на предприятиях водного транспорта и проблемам малых аэропортов северных поселков.

Перед заседанием делегация посетила Киренскую РЭБ флота. Выводы печальные: стратегическое транспортное предприятие, обеспечивающие северный завоз, находится в критическом положении. Лишившись в результате рейдерских захватов части судов, база впоследствии задолжала государству в виде налогов и пеней миллионы рублей. Флот не обновляется, его необходимо срочно спасать.

— Первое ощущение — мощная структура, но почему-то спотыкается, не работает. Считаю крайне важным решить вопрос о реструктуризации, а может быть, и списании задолженностей, которые существуют у предприятия! — заявил глава региона.

Из предприятий Ленского бассейна более-менее радужная перспектива у Осетровского речного порта — самого крупного в России, между прочим.

— Основная проблема всех предприятий — банкротство, — заявил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Михаил Кручинин. — Могучая отрасль стоит на коленях. В первую очередь мы обратили внимание на Осетровский речной порт. Результаты таковы: погашена кредиторская задолженность перед налоговой инспекцией, единственный кредитор, который остался, — администрация Иркутской области. Дальше планируем вывести предприятие на самоокупаемость, после чего решим его дальнейшую судьбу. То же самое предлагаем речникам, находящимся в ранге банкротов. Мы вынуждены посадить всех за один стол и говорить о том, что нами будут формироваться правила игры с учетом интересов всех участников процесса. По одному выжить сегодня практически невозможно. Недавно в Иркутске прошла встреча с министром транспорта и связи России Игорем Левитиным, с которым проговаривали концепцию воссоздания и развития флота, министр поддержал, обещал финансовую помощь.

Менее оптимистичным стало выступление хозяина территории, мэра Киренска Петра Николаевича Неупокоева:

— Мы должны довести конкурсное производство до логического конца, поскольку оно не может продолжаться бесконечно. Здесь два пути: либо в судьбе предприятия примет участие государство, либо произойдет смена собственника. Но, как показывает ситуация в Алексеевской РЭБ флота, где заинтересованным структурам была предложена покупка единым блоком всего имущества, пока желающих нет: высока цена. Существует вероятность выставления предприятия на торги по лотам. Таким образом его растащат по частям. Если не решим эти сложнейшие вопросы в течение навигации 2009 года, то следующая может уже не начаться.

Ербогачен: люди цепляются за колеса вертолета

Срочной помощи государства требуют малая авиация и северные аэропорты. Данная проблема также обсуждалась в Киренске. Из-за того, что часть аэропортов не имеют лицензий или достаточного финансирования, в отдаленных территориях сложилась критическая ситуация с воздушным транспортом, особенно там, где альтернативы ему нет.

— Только четыре порта (Иркутск, Братск, Киренск, Бодайбо) вошли в федеральную целевую программу «Транспортные системы России», — пояснил Михаил Кручинин. — На сегодняшний день мы не в состоянии привести малые аэропорты в соответствие с федеральными нормами из-за высоких требований. Например, в маленьком Ербогачене условия для приема пассажиров те же самые, что и в Иркутске.

Самым ярким и эмоциональным стало выступление руководителя Катангского района Галины Головченко:

— Авиация — единственный вид транспорта, способный доставить оперативно людей и грузы с Большой земли в Катангу и обратно. Площадь нашего района составляет 139 тысяч квадратных километров, при этом мы не имеем ни водного, ни железнодорожного, ни автомобильного транспорта. Вся надежда на авиацию. Сегодня вертолеты летают между населенными пунктами лишь два раза в месяц. Что это значит? Пассажиры штурмом берут вертолеты. При вместимости борта в 16—18 человек в него набивается до 32—36 пассажиров. Сама лично на себе не один раз испытала. Дело доходит до того, что люди цепляются за колеса, за лыжи вертолета, он зависает, а потом, простите за грубое выражение, стряхивает людей на землю как пиявок. Я нисколько не утрирую.

Нам крайне мало этих двух вертолетных рейсов внутри района. У нас существует Непское поселение, в которое входят четыре населенных пункта (Ика, Бур, Токма, Непа). Люди лишены возможности не только добраться до Ербогачена. Они не в состоянии попасть домой с первого раза. Потому что вначале борт следует маршрутом Киренск — Непа — Преображенка — Ерема — Ербогачен — Хамакар — Наканно и обратно. И только на следующий день борт возвращается и летит через Ику — Бур — Токму, в Непу он вообще не заходит. Для того чтобы жители этих населенных пунктов попали в Ербогачен, им необходимо две недели (!) отсидеть в Киренске. Вот до какого абсурда доведена ситуация. Люди не могут улететь в отпуск, в больницу. Учитывая то, что на территории района сегодня активно ведутся геологические работы, услуги аэропорта в Ербогачене необходимы не только жителям, но и добывающим компаниям.

Рецепт успеха от соседей

Своего рода рецептом лечения воздушного транспорта от навалившихся недугов стало выступление первого заместителя министра транспорта, связи Республики Саха (Якутия) Александра Тарасова:

— С проблемой развития аэропортов мы у себя столкнулись лет восемь назад, ко многим населенным пунктам у нас также нет дорог. С чего мы начали? Первым делом разработали целевую государственную программу, рассчитанную до 2015 года. Что это нам дало? Мы собрали в один кулак всю нашу авиацию, которая прошлый год, как бы удивительно ни звучало, закончила с прибылью. Все это благодаря государственной поддержке. Мы единственные в стране сумели создать государственное предприятие, позволившее сохранить 34 аэропорта, 144 посадочные площадки. По социально значимым маршрутам в прошлом году мы перевезли 22 тысячи человек. Есть чем гордиться: например, авиакомпания «Якутия» эксплуатирует самолеты Ан-24, Ан-140 (первый российский самолет), мы взяли в лизинг три «Боинга-757», на очереди «Боинг-737». Запросто можем летать, например, в Иркутск. И хоть неудобно хвастаться, слыша ваши проблемы, но мы все это прошли сами, прочувствовали спинным мозгом, и мы рады помочь Иркутской области в становлении вашей авиации. Поэтому приглашаю вас к себе: приезжайте, посмотрите...

После выступления соседей Игорь Есиповский заметно оживился:

— Обмен опытом — важный момент в решении насущных задач. Кто нас поймет лучше соседей, у которых точно такие же проблемы? Мы обязательно воспользуемся приглашением, приедем, чтобы посмотреть и перенять опыт. Подводя итоги совещания, еще раз подчеркиваю: заканчиваем спать! Пора менять ситуацию в лучшую сторону. У нас есть все возможности, их более чем достаточно. Порою решение вопроса лежит под ногами, но наклониться мешает больная спина... Начинаем работать на результат! При этом решать проблему стоит фундаментально. Давайте подумаем не на два-три года, а на два-три десятилетия вперед.

Метки:
baikalpress_id:  35 027