Масленица

На праздник было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду»

Масленица своими корнями уходит к временам славянской языческой культуры. Это единственный праздник, официально признанный Русской православной церковью. Он начинается за 56 дней до Пасхи и длится одну неделю — с понедельника по воскресенье. Исстари сложилось убеждение, что «не потешишь на широкую Масленицу — значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому гуляли всегда широко: с играми, забавами, песнями и плясками.

Масленичная неделя называется сырной, или мясопустной. В эти семь дней, предшествующих Великому посту, верующим запрещено есть мясо, разрешены лишь молочные продукты, масло, яйца и рыба. Праздник состоял из двух половинок — Узкой и Широкой Маслениц. Первые три дня крестьяне еще занимались хозяйством, а с четверга работать запрещалось.

В понедельник начиналась Узкая Масленица. Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, потом кричали: «Масленица приехала!» — и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. В этот день богатым людям уже разрешалось печь блины, а бедным — только с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавали нищим на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей и приговаривали: «Честные наши родители, вот для вашей души блинок».

Вторник назывался «заигрыши» — начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. С утра девицы и молодцы ходили в гости. От дома к дому ходили позыватки — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости.

Среда — «лакомка». Тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. В деревнях устраивали «девичьи съезды»: молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались отдельно от мужчин и распевали веселые песни. Считалось, что на «лакомку» нужно есть столько, «сколько раз собака хвостом махнет», то есть сколько угодно.

В четверг — «разгул», начиналась Широкая Масленица: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ. Пятница — «тещины вечерки». Теперь зятья приглашают тещ в гости — на блины да сладости. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей.

Суббота — «золовкины посиделки». В этот день молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Воскресенье — «прощеный день». Он считался самым важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки, а также кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла.

Основной эпизод последнего дня — проводы Масленицы. Делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части. Иногда вместо куклы по селу возили живую Масленицу: нарядно одетую девушку, или женщину, старуху, или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

В деревнях жгли костры из соломы и старых вещей, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили, чтобы растопить ледяные горы и уничтожить последнее проявление зимы.

Вечером между родными и близкими происходило прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Следующий понедельник считается первым днем Великого поста и называется «чистый». В этот день обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Метки:
baikalpress_id:  10 881