Хоть одним глазком

Чтобы попасть на выставку, посвященную 100-летию Иркутского фотографического общества, желающие выстраивались в очередь еще на улице

Такого внимания к своим работам иркутские фотографы просто не помнят. Последний раз очередь за право насладиться произведениями искусства наблюдалась во время показа в областном центре знаменитых яиц мастера Фаберже. Спустя несколько лет сценарий отчасти повторился. Чтобы попасть на открытие выставки, посвященной 100-летию Иркутского фотографического общества (ИФО), люди занимали очередь в гардероб еще на улице. Мероприятие стоит того — впервые под одной крышей выставлено около 200 лучших работ, прошедших сито худсовета.

— У нас никогда такого не было, — делятся впечатлениями сотрудники отдела сибирского искусства Иркутского областного художественного музея. — Гардероб максимум на 200 человек рассчитан, а здесь за один вечер пришло не менее трехсот.

150 фоторабот разместили на двух этажах музея. Открытие проходило в торжественной обстановке — с речами, выступлениями, награждениями и музыкальными паузами. Пожалуй, еще ни одна фотовыставка в Иркутске не собирала такое количество народа: пришли сами авторы, их друзья, коллеги, родственники и знакомые, официальные лица, спонсоры и меценаты мероприятия. Каждому фотографу, чьи снимки были отобраны на выставку, вручили диплом участника, буклет и фирменный значок «100 лет Иркутскому фотографическому обществу».

Такого количества фотографов, собравшихся в одном месте, не наблюдалось ни на одном мероприятии: примерно треть собравшихся (около ста человек) не выпускала из рук камеры — от больших профессиональных, со вспышками и длиннофокусными объективами, до простеньких маленьких пользовательских, называемых в народе мыльницами. В залах царил особый, фотографический дух.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Да-да, конечно!

— Девушка, вы мне весь обзор заслонили!

— Вы закончили? Позвольте, я встану на ваше место!

Примерно такие диалоги полушепотом раздавались то тут, то там. Запечатлеть памятное мероприятие каждый считал своим долгом, ведь до следующей столь круглой даты вряд ли кто-то из ныне здравствующих доживет.

Один из важных пунктов торжественной программы — презентация книги старшего преподавателя Иркутского государственного университета, страстного коллекционера Рудольфа Георгиевича Берестенева об истории фотографии в Иркутске. Сотни страниц цветного иллюстрированного издания повествуют о прошлом и настоящем этого непростого искусства, с чего все начиналось и к чему пришло. Кроме того, в книге рассказывается о наиболее авторитетных мастерах нашего времени, приводятся их биография и наиболее яркие снимки. Имена многих из них хорошо известны: Борис Дмитриев, Эдгар Брюханенко, Александр Князев, Марина Свинина, Валерий Орсоев, Валерий Попов, Анатолий Бызов, Олег Костюнин, Александр Аносов, Владимир Гуляев, Иван Гуров, Игорь Сирохин, Олег Столяров, Михаил Ончуков и другие.

В позапрошлом веке в Иркутске гремели другие имена. Француз Альфред Давиньон снимал на дагерротипы всех желающих. До сих пор сохранились его работы: портреты П.Муханова, Н.Панова, братьев Поджио, детей Волконских. Дагерротипы имели один недостаток: их нельзя было тиражировать. Каждый снимок — только в одном экземпляре.

Первые владельцы фотосалонов в Иркутске — фотограф Денисьев (1857 г.) и Август Карлович Гофман (1863 г.). В газете «Иркутские губернские ведомости», № 38 за 1857 год, Денисьев дает рекламу своего фотографического заведения. Салон работал с 11 до 15 часов, а плата была назначена от 5 до 7 рублей за дюжину фотографий и принималась не только деньгами, но также хлебом, птицей, рыбой.

В конце Х1Х — начале ХХ столетия фотография прочно вошла в жизнь общества: на страницах печатных изданий появляются иллюстрации, издаются открытки с видами городов Сибири, России. Фоторепортеры освещают все события общественной жизни.

Сегодня возможность снимать получил каждый: камеры массово встраивают в сотовые телефоны. Практически исчезло гениальное изобретение конца 80-х годов XIX столетия — фотопленка. Ее сильно потеснили цифровые технологии. Да и фотографию как искусство стали ценить меньше: разве это большой труд — нажать наманикюренным пальчиком на кнопку? Так, к сожалению, считают многие. Настоящим мастером можно считать такого человека, кто останавливает мгновение, видит необычное в обыденном, чьи снимки не оставляют равнодушным и будят эмоции, чьи работы не требуют пояснений и описания, а говорят сами за себя.

Сходите на выставку. На двух этажах музея выставлены именно такие работы.

Загрузка...