Хозяйка пеликана

На всероссийском конкурсе "Учитель года" одним из победителей стала наша землячка - преподаватель информатики из Шелехова Галина Зорина

Жюри конкурса 14-й год подряд возглавлял ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Именно он вручал победителям главный приз - "Хрустальный пеликан". Борьбу за него вели 74 педагога из разных российских регионов. Полуфинальный этап прошел в Санкт-Петербурге. Там участники представляли собственные инновационные проекты и давали открытые уроки незнакомым детям. В финале осталось 15 самых лучших преподавателей, которые давали мастер-классы уже для коллег. Отрадно что одной из самых-самых стала шелеховчанка Галина Зорина.

- Галина Георгиевна, до всероссийского конкурса у вас ведь был еще и областной. Расскажите, как он проходил.

- Региональный конкурс - отбор в несколько этапов. На муниципальном уровне собирали большой пакет документов, перед публикой представляли результаты своей работы за много лет.

- А о чем был инновационный проект, который вы готовили уже от Иркутской области?

- Назывался он "Окна в мир". В нем я рассказывала о том, какая работа реализуется в нашей гимназии. Мы учим детей не только познавать науку, но и открывать окна в мир, взаимодействовать с обществом и преодолевать жизненные препятствия.

- А как учились вы, какой факультет окончили?

- Я выпускница Иркутского госуниверситета, окончила математический факультет по специальности "Прикладная математика". Потом была недолгая преподавательская работа в качестве ассистента на кафедре строительной механики, там меня сманило Сибирское отделение Российской академии наук, где я успешно занималась научной деятельностью, начали появляться публикации в докладах Академии наук. Но позже отделение перепрофилировалось в Иркутский филиал Института лазерной физики, и я ушла работать в школу, переведясь на заочное отделение, диссертацию защитила (Галина Зорина - кандидат технических наук. - Прим. ред.).

- Ощущали ли вы во время конкурса конкуренцию?

- Конкуренция, конечно, была. Но мы все равно очень сдружились, ведь если начнешь дистанцироваться, то ничего не получится. Суть-то не в том, чтобы доказать, что ты самый лучший. Это лишь оценка твоих профессиональных возможностей.

- Как-то вы сказали, что информатика призвана связать все остальные предметы. Почему?

- За формулами всегда стоит жизнь. Если об этом не говорить, дети просто-напросто утонут в потоке информации. Можно или сойти с ума, или делать вид, что ты учишься. Необходимо выявлять связи, иначе предметы будут существовать отдельно друг от друга. Для достижения нужного результата я использую так называемое метопредметное обучение, т. е. даю информатику через призму других не менее важных наук, например истории или географии. Если ребенку показать связь между этими предметами, учиться ему станет намного легче.

- Что вы думаете по поводу сегодняшнего повального увлечения компьютерными играми?

- У ребенка, который целые дни проводит за монитором, не формируются целостные ориентиры. Он уже не может понять, что можно делать, а что - нельзя. Считает, что разрешено убивать и резать налево и направо. Самое главное - это не потеряться потом между двумя мирами, реальным и виртуальным. Главное - себя не потерять.

- Как вы себя чувствуете в роли лучшего учителя?

- Нужно быть всего лишь достойным представителем своей профессии. Честно говоря, считаю, что звание лучшего учителя само по себе некорректно. С другой стороны, очень трудно поставить себя в позицию оцениваемого. Особенно когда ты всю жизнь учишь других.

- Как ученики (Галина Георгиевна - классный руководитель шестиклашек) отнеслись к вашему отъезду? Скучали?

- Еще как! Переживали сильно. Когда приехала - весь кабинет был в бантиках и открыточках. Так приятно... Как говорится, кто может быть многодетнее учителя?

- У вас наверняка есть хобби, так ведь?

- Их много. Не надо забывать, что кроме работы есть еще и личная жизнь. Я очень люблю плавать. Самое интересное, что раньше панически боялась воды и буквально заставляла себя, а теперь вот полюбила. Кроме того, почти каждое воскресенье провожу с детьми на катке. Зимой в свободное время катаюсь с дочерью на лыжах. Или с классом. Одна моя коллега сказала: "Бегать с классом на "Лыжне России" - это ж эксклюзив!" (Улыбается.)

- На какой поступок вы никогда в жизни не решились бы?

- Ой, даже не знаю... Ну, с парашютом бы не прыгнула.

- А с классом бы прыгнули?

- С классом первая прыгнула бы и на земле всех ловила! (Смеется.)

- Какие минусы есть в работе учителя?

- Минусы есть везде, - задумчиво ответила Галина Георгиевна. - У учителя это синдром "профессионального выгорания". Ему больше всего подвержены те, кто по долгу службы много общается с людьми, - психологи, медики и преподаватели. Из-за постоянного контакта на профессиональном уровне наступает некое внутреннее опустошение... Ребенку надо отдавать частичку себя, идет постоянный диалог: где-то заменяешь друга, где-то - воспитателя, где-то - мать.

- Французский писатель Жозеф Жубер сказал: "Обучать - значит вдвойне учиться". Чему вы учитесь у своих детей?

- Я учусь постоянно. Если проводить параллель с обработкой металла, то штамп, который его обрабатывает, должен быть очень прочным. Так и учитель должен быть прочнее, на голову выше своих учеников, знать больше, потому что ребенок может спросить что угодно. И когда он спрашивает то, чего ты не знаешь, складывается нормальная ситуация образовательного процесса. Идет совместное обучение, совместное понимание вещей.

- Спасибо большое!

Метки:
baikalpress_id:  10 340