Писать, пока не поздно

Александр Вампилов и Геннадий Гайда при жизни так и не увидели своих портретов

Необычная выставка открылась в иркутском Доме литераторов. Его стены украсила целая галерея портретов известных иркутских прозаиков и поэтов: Александра Вампилова, Валентина Распутина, Михаила Трофимова, литературного критика Надежды Тендитник - всего около 30 полотен.

- Главный в галерее - графический портрет поэта Геннадия Гайды в исполнении художника Валерия Кунца, - рассказывает заведующая бюро пропаганды художественной литературы иркутского Дома литераторов Татьяна Ясникова. - Этот портрет был специально заказан для выставки правлением Иркутского регионального отделения Союза писателей России. Геннадий Михайлович не дожил до открытия экспозиции всего 40 дней.

Посмертный портрет Геннадия Гайды напомнил, что надо успевать запечатлеть писателей при жизни. Можно вспомнить Александра Вампилова - все его портреты сделаны только по фотографиям. Одной из самых удачных оказалась работа художника Юрия Квасова. Для выставки она была предоставлена Иркутским краеведческим музеем, где хранится постоянно.

- Несмотря на то что портрет не был натурным, он оказался очень схож с живым Сашей, - утверждает старожил Дома литераторов Нелли Суханова. - Нашего именитого земляка я знала лично и часто встречала в гостеприимном писательском доме. Но разве кто мог тогда подумать, что Вампилов станет таким знаменитым, а его прижизненный портрет будет настолько востребованным?

Как известно, портретный жанр - один самых трудных. На примере Валентина Распутина Татьяна Ясникова рассказала, что, хотя его портреты писали такие художники, как Илья Глазунов, Анатолий Алексеев, Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин, зрители не считают их особенно удачными. Портрет автора "Матеры" еще ждет своего мастера.

С искусством живописи все больше соперничает фотография. Фотохудожник Борис Дмитриев представил на выставке портрет лауреата губернаторской премии, прозаика Валерия Нефедьева, и он сразу привлек внимание посетителей. Рассматривая работы, многие вспоминали и портреты кисти Галины Новиковой: Ростислава Филиппова, Владимира Жемчужникова, Нелли Матхановой. По мнению иркутских искусствоведов, она была родоначальницей традиции создания писательских портретов.

Работы Федора Ясникова, ученика Галины Новиковой, написаны в другой творческой манере. На его полотнах - Альберт Гурулев, Татьяна Ясникова, Борис Архипкин, чей гостеприимный домик по улице Александра Невского запечатлен на зимнем пейзаже другого живописца, заслуженного художника России Анатолия Костовского. Сам Анатолий Георгиевич, пожалуй, создал наибольшее количество портретов иркутских писателей: Алексея Зверева, Валентина Распутина, Анатолия Байбородина, Александра Никифорова - поэта из качугской деревни Бирюльки. Один из любимых персонажей Костовского - колоритный Михаил Трофимов. За десятки лет дружбы с поэтом художник создал около 20 его разных образов.

По количеству созданных портретов сибирских писателей с Костовским может соперничать разве что Владимир Кузьмин, заслуженный художник России. Порадовали зрителей Лев Гимов, Валентина Пархоменко-Седых, Валерий Ерофеевский, Александр Чегодаев и Алексей Лукьянчиков.

На открытии выставки прозвучала главная мысль - Иркутску нужен литературный музей. Место, где он смог бы найти свою постоянную прописку, есть - это одно из помещений в старинном здании Дома литераторов. А пока выставка готовится переехать в Ангарск, где в конце ноября должен состояться I съезд писателей Приангарья.

Загрузка...