На дне Байкала

Нынешним летом при обследовании байкальских глубин обнаружен ряд интереснейших экспонатов

Иркутские дайверы из клуба «Три измерения» обнаружили на дне озера Байкал деревянный парусник, предположительно XIX века. Судно длиной 16 и шириной 5 метров покоится на глубине 25 метров. Скорее всего, корабль принадлежал рыболовецкой бригаде, а затонул во время шторма. Об этом свидетельствует пробоина.

— Парусник нашли случайно, — говорит участник экспедиции Андрей Бобков. — Летом группа дайверов планировала серию погружений вдоль Кругобайкальской железной дороги. В разных источниках имеется информация о крушениях поездов во время первых лет эксплуатации Кругобайкалки. Проконсультировавшись у историков Иркутского государственного университета путей сообщения, аквалангисты определили, где предположительно могли быть затонувшие железнодорожные составы. Поиски продолжались около недели. Оказалось, все не так просто и доступно: байкальские водные просторы приготовили множество сюрпризов.

— После двух дней погружений стало ясно, что даже следы крушений будет найти очень трудно, поскольку кругом были вертикальные стены, уходившие в бездну. В некоторых местах стенки подходили к берегу на 3—4 метра. Тем не менее нам удалось обнаружить и поднять некоторые фрагменты паровоза и вагона, — рассказывает Андрей Бобков.

И вот на пятый день в темной, цветущей толще воды показалось то, что никто из участников погружения даже не предполагал увидеть: заросший илом и водорослями... парусник!

 В ходе изучения сооружения специалисты предположили, что это рыболовецкий бот, затонувший во время шторма. Корабль собран без единого гвоздя, так как в конце XVIII—XIX вв. в технологии сборки применялись только деревянные замки. На борту среди разных вещей были обнаружены останки человека. На сушу аквалангисты подняли только бутылочку треугольной формы из-под уксуса, изготовленную в XIX веке.

В этом году клуб пытался обнаружить ледокол «Байкал», затонувший в 1918 году в результате артиллерийского обстрела с корабля, захваченного белогвардейцами. На борту терпящего бедствия судна находилось 60 тысяч пудов угля, вагоны со снаряжением и продовольствием. Уже первые снаряды вывели из строя рулевое управление. Тогда капитан Власов дал команду к эвакуации. Ледокол затонул в районе Мысовой. До 1928 года часть потерпевшего крушение ледокола торчала из воды. По одной из версий, в зимнее время верх корабля срезали на металлолом, оставшаяся часть легла на дно. Все, что осталось от «Байкала», дайверы мечтают найти и, возможно, что-то поднять. Пока удалось обнаружить лишь некоторые фрагменты бортовой обшивки из толстой клепаной стали.

 *** Еще одна находка нынешнего лета едва не переросла в скандал. Батискаф «Мир» во время погружения недалеко от мыса Шаманского обнаружил остатки затонувшего обоза с серебром. Зимой 1867 года по льду в сторону приграничной Кяхты — ярмарочного города XIX века — шел торговый караван. Но дойти до места назначения обозу было не суждено, он ушел под лед. Поднять клад исследователям не удалось: помимо специального оборудования требуется... разрешение Московского института археологии.

 В другом районе обнаружены боеприпасы, предположительно времен Гражданской войны. Уже высказывались версии относительно отряда Колчака, вывозившего золото через Байкал на восток. Кто знает — может, на дне озера находится часть золотого запаса Российской империи...

Метки:
baikalpress_id:  10 175
Загрузка...