Беспокойный дом

Жильцы иркутской пятиэтажки по бульвару Рябикова объединились, чтобы отстаивать свои права перед управляющей компанией, активные граждане дошли до премьера Путина

«Кроме нас самих, нам никто не поможет» — под таким девизом живут иркутяне в доме № 10 по бульвару Рябикова. Уже несколько лет они воюют с Западной управляющей компанией, которая должна обеспечивать коммунальное содержание пятиэтажки. Чтобы добиться качественных услуг, жильцам каждый раз приходится обращаться в высшие инстанции.

Людей увозили на скорой. В 2006 году жилищно-коммунальное хозяйство города перешло в руки четырех управляющих компаний. Придя на смену ЖЭУ, РЭУ и ЖЭКам, они стали отвечать за ремонт, тепло- и водоснабжение во вверенных им жилых районах. Некоторые особенно активные собственники жилья создали свои ТСЖ — товарищества; остальные же дома, как правило, с молчаливого согласия жильцов отошли к управляющим компаниям. В Свердловском районе Иркутска было создано Западное управление жилищно-коммунальной системой. Жильцы дома № 10 по бульвару Рябикова не знали, какой головной болью обернется для них такая смена власти. Почти полгода они и не сталкивались с Западной, пока в мае 2007 года в подъездах не начался ремонт.

— Я живу в третьем подъезде. Однажды просыпаемся утром, а в квартире дышать невозможно. Все соседи выскакивают — оказывается, в первом и втором подъездах начали покраску, — говорит председатель совета дома Наталья Васильевна Коржова. — Цвет — ядовито-зеленый с розовым. Эта краска сохла четверо суток — в старом РЭУ хранились залежи, у нее давно закончился срок годности. Вонь невозможная! Людям вызывали скорую, даже собака сдохла от отравления. Тогда мы сказали: вы в наш подъезд не войдете! Десять дней мы их не пускали. Он, неотремонтированный, выглядит лучше, чем те два, которые покрасили.

Жильцы стали писать заявления и письма в управляющую компанию и администрацию округа. Просьбы о качественном ремонте подъезда услышаны не были. После обращения в администрацию города дело с мертвой точки сдвинулось — даже поинтересовались, в какой цвет покрасить стены. Ремонтировали, конечно, халтурно, но, получая нагоняи, все-таки доделали. Соседи заставили бригаду даже снять для покраски окна. Но возникла новая проблема: кто будет их мыть? Стало ясно, что уборщицы, за услуги которой жители ежемесячно платят, просто нет. И никогда не было. Чистоту пришлось наводить самим. А вот вопрос с уборкой подъезда остро встал на повестке дня.

— В компании нам сказали, что в девятиэтажках уборщицы должны быть, а у нас, в пятиэтажках, — нет. На горячей линии с председателем комитета по жилищной политике администрации области Петром Ворониным кто-то спросил об этом, и он ответил, что уборщицы во всех домах быть обязаны. Тем более что мы за них платим. Через три месяца нам прислали женщину, которая начала убирать лестничные пролеты, — продолжает Наталья Васильевна. 30 тысяч за уборщицу. Но за что же платили деньги до этого? Жильцы потребовали у Западной перерасчета денежных средств, которые они заплатили. Получили отказ. Тогда потребовали письменного отчета, почему не было уборщицы. Компания решила, что проще все-таки сделать перерасчет. Оказалось, что в общей сложности в год на услуги уборщицы дом сдавал почти 30 тысяч рублей. Хотя эти деньги можно было пустить на замену канализации в многоэтажке. Деньги людям так и не вернули.

Несколько раз подобным образом столкнувшись с управляющей компанией, жильцы решили объединиться — выбрали старших по подъездам, инициативная группа стала советом дома. Провели собрания, ознакомили соседей с разногласиями, возникшими с Западным управлением. Решили требовать капитального ремонта: за 40 с лишним лет дом так ни разу и не ремонтировали. Общими усилиями жильцы составили собственный договор, который должна была принять компания. В него внесли все пункты, которые по прежнему договору не выполнялись.

Все они были взяты из Жилищного кодекса. Например, о том, что при аварии канализации должна проводиться срочная очистка, просушка и дезинфекция подвала, чтобы не создавать угрозы для здоровья людей. Юристы управления отклонили все эти поправки, несмотря на то что жильцы действовали согласно букве закона. Объяснения были беспочвенными: «Мы не обязаны подстраиваться под каждый дом».

— Мы узнали о своих правах, ознакомились с законодательными актами. И в конце концов договор в нашей редакции подписали. Но добиться этого было очень сложно. Только когда мы написали председателю комитета по ЖКХ мэрии города Олегу Шандруку, все наши пункты приняли, — продолжает Наталья Коржова. — Далее мы попросили у компании отчет за 9 месяцев — хотели узнать, куда тратятся наши деньги. Еще через два месяца мы получили ответ. Цифры, которые представила компания, совершенно не могли быть правдой. Одни услуги у нас вообще не выполнялись, зато средства на них шли. Другие суммы были слишком большими. А некоторые пункты просто дублировали друг друга — одно и то же было написано разными словами. О последнем мы потом узнали у самих работников, которые обслуживают наш дом. Из отчета в отчет все повторялось: цифры только перебрасывались из одного пункта в другой.

— А деньги-то за все услуги люди платят и готовы продолжать, лишь бы за домом действительно следили. Как добиться справедливости? — восклицает Наталья Васильевна.

Городские власти ничем не могут помочь. К кому только не обращался совет дома с этими отчетами и заявлениями! На жалобы людей начинали обращать внимание только при окрике сверху. С самой компанией жильцы уже устали разговаривать. Наталья Васильевна Коржова не поленилась и побывала на приеме у мэра Владимира Якубовского, рассказала о своих бедах. Чтобы помочь иркутянке, глава администрации города предложил собрать круглый стол по вопросам ЖКХ. Здесь Наталья Васильевна выступала уже не только от лица своего дома, но и от имени многих других собственников, с которыми она познакомилась во время борьбы за свои права. Правда, такое собрание результатов тоже не принесло. Оказалось, что город не знает, что делать в сложившейся ситуации.

Жильцы, на чьи просьбы Западная компания по-прежнему не реагировала, пригрозили, что тогда они пойдут в УБЭП. В ответ компания стала представлять акты о проделанных работах. Подействовало, но ненадолго. После того как были пройдены все городские инстанции, дом № 10 подал обращение в общественную приемную Путина. Теперь соседи надеются на помощь высшей власти.

— Мы не хотим, чтобы нас постоянно обманывали. Не сидите, не ждите! — призывают жильцы. — Никто ничего для нас делать не будет! Если люди хотят добиться своего, значит, нужно не жалеть сил и времени, искать правду. Мы будем биться до последнего.

ГК «Фортуна»: Иркутску — тепло наших рук.

«Совет старейшин» — проект газеты «Копейка» о людях с богатым жизненным багажом и активной общественной позицией. Серию материалов мы решили посвятить тем иркутянам, кому не безразличен город, в котором они живут, кому не все равно, как выглядят улицы, в каком состоянии подъезды или скамейки подле них. Бабушки и дедушки, прошедшие добрую часть жизненного пути, делают и могут сделать еще очень много. При этом никто из них не требует за свои хлопоты денежного вознаграждения, грамоты или медали. Будем откровенны: мы скупы на похвалу в адрес беспокойных стариков. Между тем они делают добрые дела от чистого сердца, потому что знают — в этом городе жить их детям, внукам и правнукам.

Поэтому из номера в номер редакция газеты «Копейка» намерена рассказывать об активистах дома, двора, микрорайона, способных своим примером мобилизовать соседей на субботник, другое полезное массовое мероприятие. Из числа активистов мы сформируем совет старейшин. Вряд ли чиновники города позволят себе проигнорировать мнение авторитетной общественной организации.

Нашу инициативу поддержала группа компаний «Фортуна», без которой уже трудно себе представить какое-либо мероприятие в Иркутске, будь то субботник, детский праздник или спортивное состязание.

«Фортуна» — спонсор мероприятия — предоставила призы, которые получат самые достойные члены совета старейшин. Их мы определим путем читательского голосования.

Если рядом с вами проживает человек, радеющий за рощу, которую готовы вырубить застройщики, или добившийся ремонта подъезда, одним словом, болеющий за свой город, звоните по телефону 27-28-27.

Генеральный спонсор конкурса — группа компаний «Фортуна»

Метки:
baikalpress_id:  34 843