Век в согласье и любви

Живет большое семейство Воротыновых в Иркутской области

Необычная акция состоялась недавно в сибирском селе Маниловск Аларского района: к одной из сельчанок, Надежде Ивановне Воротыновой, нагрянула почти сотня гостей. И в доме начался настоящий праздник. Собственно, главные праздничные события состоялись сначала в Кутуликском доме культуры. Здесь, на районном конкурсе «Семья в новом веке», уверенную победу одержало многочисленное семейство Воротыновых, главой которого после смерти мужа и стала Надежда Ивановна. Немалое семейство — дочь и четверо сыновей, все с детьми, а кое-кто уже и с внуками, — после победы отправилось в школьную столовую Маниловска, где и было отпраздновано главное семейное событие нынешнего года, та самая необычная акция: День матери, день Надежды Ивановны Воротыновой, который на общем семейном совете решено сделать ежегодным. Так откликнулись Воротыновы на проведение в стране Года семьи.

Ниточка к ниточке

Глава огромной по нынешним временам семьи родилась здесь же, в Маниловске. У отца с матерью было 9 детей. Довоенное сибирское село еще жило по старинному укладу, считая каждую пару рук подрастающих человечков. Вот и Надежда, едва окончив начальную школу, отправилась помогать родителям. И не куда-нибудь — на колхозную ферму. Рослой, красивой 12-летней девчонке никто не давал ее почти детских лет, считали гораздо старше. Тем более что и работала она за двоих, без скидок на возраст: убирала, чистила за скотиной, поила, кормила, доила. Кто хоть немного знаком с крестьянским трудом, где все вручную, все на себе, поймет, сколько лиха пришлось хлебнуть совсем юной Надежде.

Не меньше работы было, впрочем, и дома. Одежду, например, тогда шили сами, из выращенного и обработанного своими руками льна. Из него же — постельное белье, полотенца и прочая домашняя необходимость. Ткали ровнехонько, ниточка к ниточке.

— Эти холсты я до сих пор храню и внучатам показываю, — говорит хозяйка. — Посмотрят — и сразу уберу подальше, чтобы они мои реликвии куда-нибудь не приспособили. Берегу.

Жениха ей послала судьба такого же трудолюбивого, мастеровитого. Николай Воротынов после школы поступил в сельское профессиональное училище, получил специальность механика. Работал на тракторе, комбайне, мог любую машину починить — был, что называется, мастером на все руки.

— Начинали мы жить с вилки да ложки, ничего не было, — вспоминает Надежда Ивановна. — Но постепенно окрепли, встали на ноги. Родилась дочка, потом один за другим четыре сына. Мальчишек приучали к технике, дочь и сейчас моя главная помощница во всех делах. «У нас с тобой, мать, как в песне: четыре сыночка и лапочка дочка», — часто говорил Николай. Только пожить ему выпало немного, едва подросли ребятишки, как в семью пришло большое горе — надорвавшись на работе, он заболел и умер. И молодой женщине пришлось стать главой большого семейства.

Ее слова запоминаются надолго

Воротыновы — представители исчезающей народности финно-угорской группы, так называемых вепсов. Традиционно селившиеся на севере России — в Карелии, Волгоградской и Ленинградской областях, — после Октябрьского переворота 1917 года многие из них отправились подальше от революционных бурь, в Сибирь. В их числе был один из основателей нынешнего воротыновского рода — Иван Васильевич Кузнецов. Рано выучившийся кузнечному делу, он был, как говорится, везде нарасхват.

Почетная грамота Всесоюзной сельскохозяйственной выставки кузнецу колхоза имени Кирова Нукутского района Иркутской области за выполнение нормы выработки на 140 процентов (Москва, 1940 год) в семье одна из самых дорогих реликвий. Не считая, конечно, разнообразных изделий, сотканных и сшитых умелыми женскими руками семейства Воротыновых.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении вепсского этноса. Характерно, что многие исследователи указывают на их родство с финнами, прибалтами. Справедливость этой версии подтверждается общими особенностями национальных характеров, культурных традиций. Здесь, в Сибири, вепсы обосновались в основном в Аларском, Нукутском и Заларинском районах. Компактное проживание больших семейных кланов помогает не только сохранить индивидуальные родовые особенности, но и попросту выжить в нынешнее сложное время.

Разъехавшаяся по городам и получившая современные профессии вепсская молодежь продолжает неукоснительно следовать дедовским традициям. Одна из них — настоящий культ старшего в семье. Старший — значит, самый главный, опытный, мудрый, чье слово, как в поговорке, на вес золота. Надежда Ивановна Воротынова в этом смысле прекрасный пример.

— К ней все тянутся, все липнут, — рассказывали мне ее соседи. — Она не умеет ругаться, так скажет, что все сразу понимают. Ее слова надолго запоминаются. Мудрый человек.

Культ семьи, семейных ценностей — еще одна из вепсских национальных традиций. Не подверженные политической конъюнктуре, заботам об успехе и карьере, вепсские мужчины и женщины хранили тепло домашнего очага в самые страшные годы советской истории. Занимались домашним хозяйством, благо трудолюбие — одна из главных особенностей их национального характера. Огород, скотина, работа по дому — все навыки передавались от старших к младшим, из поколения в поколение.

Трудолюбивых, непьющих работников всегда ценило начальство. Однажды к Воротынову-старшему, который был комбайнером, приехали из района: «Почему вы, Николай Михайлович, не выходите на работу?» «Зарплата неподходящая», — ответил отец пятерых детей. — «А сколько вам надо прибавить?» Столько-то, назвал Воротынов сумму. — «Хорошо, считайте, что вы эти деньги получаете и завтра выходите на работу». Думаю, такой диалог мог состояться при одном обязательном условии — большом авторитете человека, который знал цену себе и своему труду. Что подтверждают многочисленные грамоты и благодарности, оставшиеся в семье после смерти отца.

Им есть что показать, о чем рассказать

За победой на районном конкурсе в Кутулике пришла другая, более весомая и, по словам Воротыновых, более трудная. На областной конкурс «Семья в новом веке», который состоялся недавно в Зиме, отправились все 32 представителя этого рода, от мала до велика. С Надеждой Ивановной во главе. Воротыновская молодежь подготовила к этому событию фильм-родословную. Большой раздел программы назывался «Семейная мастерская», где нашлось место и замечательному рукоделию женской половины, и изделиям национальной вепсской кухни, и почти сотне благодарностей, грамот и дипломов, полученных несколькими поколениями Воротыновых чуть ли не с первых лет их сибирского житья-бытья.

Сотни блинов и калиток (вепсские постряпушки из ржаной муки с творогом, кашей или картошкой) приготовили для зиминцев воротыновские женщины, приятно удивив и зрителей, и жюри. А в третьей части программы, которая называлась «У завалинки», семейство блеснуло талантами. Веселые песни и частушки вместе с задорными плясками под гармошку (главный гармонист в семье — младший из братьев, Владимир) создали атмосферу настоящего народного праздника.

— Получив приглашение на конкурс, мы подумали, прикинули свои возможности и поняли: нам действительно есть что показать, о чем рассказать, — говорила организатор Заларинского специального дома-интерната для престарелых Марина Николаевна Строкова (Воротынова), которая и по должности, и по своему опыту, характеру стала организатором и режиссером большой семейной конкурсной программы.

«В золоченой церкви нас с тобой венчали, перед Богом и перед людьми. Пополам обиды, пополам печали, век в согласье да в любви», — пела девятилетняя Лиза Воротынова. Звонкий девичий голосок выводил мелодию чисто, уверенно, от души. Как поют мама и бабушка, Надежда Ивановна. Как принято петь и работать в их большой, дружной семье. Маленькой хранительнице обычаев и традиций своего маленького народа долго аплодировали и в Кутулике, и в Зиме.

Перепись малого народа

Общая численность вепсов в России — 8240 человек, согласно переписи 2002 года (в 1989-м около 12 000 человек; в 1959-м около 16 000).

К этому следует добавить, что полученная в результате последней переписи населения цифра не представляется надежной. В период после переписи только в Виннице обнаружены десятки людей, записавших себя русскими по различным причинам.

Метки:
baikalpress_id:  10 010
Загрузка...