Живые куклы

В коллекции мастерицы из Иркутска Марии Тихоновой — декабристы, герои картин, женщины необычной красоты

Создать одну маленькую куклу, вложить в нее душу, сделать ее очень похожей на живую. Увлечению иркутянки Марии Тихоновой много лет. Ее творения не похожи друг на друга. У каждой куклы своя история, своя судьба. В коллекции мастера есть целые серии кукол — декабристы, звезды, герои картин.

Все началось в детском саду. Для сказки «Три медведя» Марии наказали слепить мишку. Девочка справилась с этим заданием. Так и родилось ее увлечение лепкой. В школе Маша стала лепить пластилиновых кукол для игры, она одевала их в наряды, которые шила тоже сама.

— Дед у меня историк, краевед, географ. Он занимался историей села Хомутово, поэтому у нас в доме было много интересных книг, — рассказывает Мария. — К нам приходили разные люди, в том числе Марк Сергеев.

Бабушка моя — рукодельница, до сих пор шьет и вяжет. Она учила меня вышивать. Прадед был в деревне выдающимся кузнецом, да и все в семье всегда могли работать руками. Видно, мне эти таланты тоже передались.

Со школьных времен у Марии хранились мешки ткани, а весь пол в доме был залеплен пластилином. Зато ни у кого в округе больше не было таких кукол и игрушек. Одна из книг в дедушкиной библиотеке была о динозаврах. Мама читала ее дочери на ночь вместо сказок. Вдохновленная рассказами о древних животных, девочка слепила динозавра с шипами на спине и большой пастью. Устрашающие зубы сделала из обточенных спичек.

Дедушка Марии установил в Хомутово много памятников, однажды в селе появился... Пушкин. Девочка увлеклась творчеством знаменитого поэта и, конечно, эпохой, в которой он жил. Начала шить пышные платья, а однажды слепила из пластилина самого Александра Сергеевича и Наталью Гончарову, одела их в соответствующие времени костюмы. Потом крестная подарила девочке книгу об истории моды, которую Мария изучила вдоль и поперек.

— Мне почему-то нравились длинные шеи, поэтому всем своим куклам я гипертрофированно вытягивала шеи, — смеется мастер. — Пластилин мягкий, и головы постоянно отлетали. Я вставляла внутрь иголки или спички, поэтому иголок в доме постоянно не хватало. Потом стала лепить из пластика. Как обжигать кукол, я тоже плохо знала. Помню, хотела кому-то подарить куколку в красивом наряде. Поставила ее жарить в духовку и ушла на улицу. Потом слышу, дед мне кричит: «Маша, что там у тебя сгорело?». Забегаю домой, все в дыму. Открываю духовку, а кукла в уголь превратилась.

Создание кукол — работа сложная и трудоемкая, иногда переделывать одну фигурку приходится несколько раз. Но даже если что-то не получается, останавливаться Мария не привыкла. На одну большую куклу уходит до года — специально мастерству кукольника она нигде не училась, по образованию — географ-биолог.

Куклы, созданные Марией, похожи на живых людей: у всех у них разные лица. Прежде чем приступить к лепке, мастер сначала досконально изучает тему, над которой будет работать. У нее есть несколько серий: декабристы, буряты в национальных костюмах, герои картин русских художников. Часто идеи подсказывают родные. Теперь маме помогает и дочь — Таня.

Сегодня у мастера очень много планов. К 8 марта Мария хочет сделать выставку под названием «Страдания женщины за красоту». Несколько работ, посвященных необычным идеалам красоты, уже почти готовы — тайская девушка с удлиненной кольцами шеей, эфиопская красавица с диском в прорезанной губе. В ближайшее время Мария закончит китаянку с маленькой ножкой, а также женщину с огромной прической в стиле рококо, в которой даже могли заводиться мыши.

Мария работает в музее «Тальцы» реставратором костюмов. Изучает этнографию народов мира. В будущем она мечтает создать музей моды.

— Когда лепишь куклы, забываешь обо всем. От всего мира отключаешься и летаешь в фантазиях, уходишь в параллельное измерение. Это моя жизнь, — говорит Мария Тихонова.

Загрузка...