Гоцкин — крановщик

Дядя Ваня и его кран К-51 работали на стройках Иркутска 30 лет. Их вызывали, когда никто больше не мог справиться с ситуацией

Имя Ивана Дмитриевича Гоцкина хорошо известно всем иркутским строителям-ветеранам. Он был, пожалуй, самым популярным крановщиком прошлых лет. Если на строительстве возникали трудности, если нужно было сделать работу особо качественно, если никто не знал, как подобраться к объекту, всегда звали дядю Ваню. Гоцкин стал известен не только благодаря своему профессионализму, но и благодаря своему крану, пятитоннику «Ивановцу» на базе МАЗ-200.

Один из первых образцов Ивановского машиностроительного завода дядя Ваня ремонтировал и модернизировал самостоятельно, и благодаря золотым рукам мастера автомобиль верой и правдой служил ему почти полвека, отработав три отведенных на эксплуатацию машины срока. Знаменитый кран дяди Вани после смерти хозяина «жил» в Иркутске, на территории автобазы, а сейчас украшает территорию Ивановского автозавода — как музейный экспонат. 30 июня крану исполнилось ровно 50 лет.

С детства очарован тракторами

Иван Дмитриевич Гоцкин родился 20 декабря 1917 года в Воронежской области, в селе Кривая Поляна. Отец, Дмитрий Дмитриевич, — революционер, председатель комитета бедноты, мама умерла через год после рождения сына. Отец женился во второй раз.

Ваня окончил 4 класса сельской школы. На выбор будущей специальности повлиял случай. Во времена нэпа в деревню купили новенькие тракторы. Прознав про это, пацаны не спали всю ночь, сидели на околице — ждали. Рано утром пришла техника, вышел батюшка, освятил машины. Ваня настолько был очарован тракторами, что с тех пор заболел машинами навсегда. Парень подрос и убежал в Воронеж — учиться на курсы водителей при Осовиахиме. Отец нашел сына, вернул домой и отхлестал вожжами как следует... Дмитрий Дмитриевич мечтал, чтобы Ваня стал военным. Упорный мальчишка сбежал во второй раз. Его снова вернули домой. Но тут за него вступились родственники и упросили отца отпустить сына. Так Ваня получил профессию, о которой мечтал.

Водители траншеи не копают!

Упорство и настойчивость стали одними из главных черт характера Вани Гоцкина. Осенью 1938 года его призвали в армию. Отправили в Читинскую область, сказали, что будет водителем, а для начала заставили копать траншеи. Иван возмутился: убежал в самоволку в штаб округа, пошел к генералу, заместителю командующего округом по политчасти, и возмущенно спросил: «Мы водители! Почему мы копаем траншеи?» Генерал отправил парня назад. Через несколько дней сослуживцев увезли водить машины, а Ивана, как провинившегося, отправили на кухню чистить картошку.

Осень 40-го Иван Гоцкин демобилизовался, устроился на хлебозавод (конечно же, водителем!), а в июне 1941-го ушел на фронт. Воевал, водил технику. После окончания войны в Европе войска, где служил Гоцкин, отправили сражаться с Японией. Доехать до новой линии фронта он не успел: известие о капитуляции Квантунской армии пришло, когда часть находилась в Иркутске. Часть расформировали, а полковник, зная страсть солдата Гоцкина к технике, подарил ему уже списанный фронтовой «Виллис». Иван поблагодарил и решил остаться жить в столице Восточной Сибири.

Шофер и завгар по совместительству

Устроиться на работу Ивану помог случай. Как-то заметил он военных, возившихся с грузовиком: машина не заводилась. На следующий день на том же месте снова увидел тех же людей и ту же машину. Не выдержал, подошел, предложил помощь. Тут же перемкнул контакты — и грузовик завелся. Из здания выскочил капитан: «Кто герой?» «Вон, солдат», — показали на Ивана военные.

Капитан завел Ивана к себе и предложил работу заведующего гаражом продовольственного пункта. Иван ответил: «Нет, возьмите меня водителем». — «Мне завгар нужен. Водитель есть».

Пришли к компромиссу: Гоцкин стал и водителем, и завгаром — по совместительству. По продпункту сразу разнеслась весть о новом завгаре. Невест много, но Иван выбрал Марию — красивую вдову с двумя детьми.

Кран – лучший друг

Когда закрылся продпункт, Гоцкин перешел в окружную химлабораторию Забайкальского военного округа, затем устроился в строительно-монтажный поезд № 272. Чуть позже произошла реорганизация, и Иван Гоцкин перешел на автобазу Востсибтрансстроя. Там ему сразу предоставили кран К-51 (заводской номер 772) на базе МАЗ-200, грузоподъемностью 5 тонн. Таких кранов выпустили всего два на Ивановском автозаводе, один из них доставили в Иркутск. У новой машины возникли какие-то неполадки. А Иван Гоцкин как-то сразу почувствовал, что кран станет родным, дал себе обещание отремонтировать его и никогда не бросать. Так и вышло — он отработал на нем 30 лет без единого капитального ремонта.

Дядя Ваня впоследствии не только знал свою машину до винтика, постоянно совершенствовал. Например, он придумал конструкцию наращения стрелы на разную длину — так, что кран мог поднимать груз до 20 тонн. Установил в кабине печку — потому что на заводе обогрев кабины не предусмотрели.

Придумал устройство для забивания свай. Хотел еще приспособить ковш от трактора — но в ГАИ разрешение не дали, мол, не предусмотрено конструкцией. Словом, стали кран и дядя Ваня добрыми друзьями. Даже уходя в отпуск, Иван просил начальника никого к его любимому крану не пускать — пусть, мол, стоит и его ждет. Подобного допускать было нельзя — техника должна работать всегда. Попытался один водитель поработать на этом кране, другой — ни у кого не получалось. Не слушалась машина чужих. Поэтому в отпуск дядя Ваня и кран тоже шли вместе — в нарушение всех правил и предписаний.

Рационализатор дядя Ваня

За профессионализм Гоцкина зовут ласково и уважительно — дядя Ваня. Рассказывает Александр Петрович Калинин:

— Я работал мастером строительного участка на СМП № 272. Дядю Ваню всегда вызывали, когда какие-то трудности или сложности на объекте возникали. Вот приедет он на объект, сначала походит, посмотрит, что нужно сделать и как можно, шагами все померяет, уедет. Подготовит свой кран к предстоящей работе — у него на автобазе целый склад разных приспособлений имелся. А если нужного еще не было, дядя Ваня ехал в кузницу.

Вот укладывали мы зимой трамвайные пути в Солнечном. А железобетон тяжелый — даже для крана. В первый день дядя Ваня кидал шпалы по три штуки. На следующий день с утра его нет. Мы заволновались, потому что не было случая, чтобы дядя Ваня на работу не вышел. А он в это время варил специальную раму, чтобы не по три, а по 10 шпал класть. Приехал и говорит: «Чего мы эти тяжелые шпалы будем сто раз цеплять, лучше сразу по 10 брать будем!»

Окончание в следующем номере.

Когда появился кран?

В 1950 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР в городе Иваново началось строительство завода автомобильных кранов. Полвека назад, в июне 1958 года, здесь были собраны первые два автомобильных крана К51. Эти автокраны, имевшие смешную по современным меркам грузоподъемность — 5 тонн, устанавливали на популярное в те годы шасси МАЗ-200, производства Минского автозавода. Благодаря реконструкции Ивана Гоцкина грузоподъемность увеличилась до 20 тонн, кран справлялся при работе клин-бабой, рыхлении грунта и бетона, производил забивку свай механическим копром, рытье котлованов грейфером.

Метки:
Загрузка...