Пожаловаться омбудсмену

Уже год работает в Иркутской области Уполномоченный по правам человека

Год назад в Иркутской области начал действовать институт Уполномоченного по правам человека. За это время от жителей региона поступило 1683 жалобы на самые различные нарушения. Большая часть из них касается жилищного законодательства и коммунальных услуг. Если говорить географии, то на первом месте по количеству жалоб стоит город Иркутск, на втором - Ангарск, на третьем - Братск. Об итогах работы за год рассказал Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент.

На должность Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Иван Зигмундович Зелент избран на сессии Заксобрания 30 мая 2007 года. Около трех месяцев у новой структуры не было ни помещения, ни средств связи, а прием граждан Уполномоченный проводил в фойе здания областной администрации. Впоследствии все организационные вопросы решили, создали свою команду.

До того как появилась новая структура, граждане обращались с жалобами к чиновникам, сидевшим в соседних кабинетах с теми, на кого жаловались.

- Опыта у нас пока немного, поэтому наши сотрудники ездили перенимать опыт в Краснодарский и Красноярский края, Московскую, Кемеровскую области, где аппарат Уполномоченного работает уже по 7-10 лет, - рассказывает Иван Зелент. - В Республике Саха, например, неоднократно работали со Страсбургским судом. А всего в Российской Федерации сейчас 44 омбудсмена.

Тем не менее за год работы уже можно сделать вывод, в каких областях жизни чаще всего нарушаются права человека.

- В условиях рыночной экономики многие вопросы можно было бы решить, если бы доход у семьи был гораздо выше, - считает Иван Зелент. - Приобрести жилье сейчас можно свободно. Но при средней зарплате в 12 тысяч нужно жить не менее 200 лет, чтобы это сделать.

Именно поэтому на первое место в рейтинге важности Уполномоченный по правам человека ставит право человека на труд и его достойную оплату. Затем идет право на жилье, образование, медицинское обслуживание, далее - вопросы соблюдения прав человека административными органами.

- Еще в самом начале деятельности мы поняли, что в одиночку многие вопросы не решить, - рассказывает Уполномоченный. - Поэтому заключили соглашения о сотрудничестве с административными органами, прокуратурой, миграционной службой и службой исполнения наказаний. Однако все равно вместо четкого и грамотного ответа на наши запросы поступают отписки. Тогда мы запрашиваем необходимую информацию снова и снова.

Наибольшее количество жалоб Уполномоченному поступает по вопросам жилищного законодательства и жилищно-коммунальных услуг - 288 обращений за 5 месяцев этого года, причем многие из них коллективные, до 1000 человек.

- Когда мы начали заниматься такими вопросами, сразу пошел поток обращений, - прокомментировал Зелент. - Есть жалобы из Солнечного, Университетского - на точечные застройки, на некачественное жилье. Обращений так много, что мы готовим специальный доклад о несоблюдении строительных норм в Иркутске. Решать такие вопросы нужно не только на городском, но и на областном уровне, и одновременно с этим регулировать цены на жилье. Если строительство так и будет вестись точечно, то дальнейшего удорожания не избежать. Нужны новые площадки.

Недавно в Санкт-Петербурге прошло дополнительное совещание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали омбудсмены России и зарубежных стран.

- Не только россияне жалуются на милицию - жители стран Европы точно так же жалуются на полицию, - рассказывает Иван Зелент, принимавший участие в совещании. - Мы попросили зарубежных коллег поделиться опытом, как строить работу с силовыми структурами. Вот у нас в Шелехове хотят спустить на тормозах дело: группа молодых людей избила человека, его доставили в больницу, а их задержали, привезли в милицию. Через 6 месяцев эти задержанные стали почему-то "неизвестными". Есть у нас случаи, когда преступники продали чужую квартиру, владельца увезли подальше, а следствие идет несколько лет и подозреваемые лица тоже "не установлены". Шестой год идет разбирательство по ДТП: на пешеходном перекрестке сбили двух человек, один погиб, другой стал инвалидом. Сначала виновник соглашается выплатить компенсацию, несет уголовную ответственность. Потом его выпускают по амнистии. А он бизнесмен, всю свою собственность переводит на родственников, официально ничего не имеет - и уезжает. В конце концов пострадавший получает письмо: если вы хотите получить деньги, мы будем искать виновного, но... за ваш счет. Бывает и так: группа ребят избила парня, а следователь уговаривает потерпевшего забрать заявление, "а то они тебя вообще убьют".

Добиться правды в подобных случаях очень трудно. Однако Уполномоченному по правам человека это удается - не всегда, правда, и не сразу. Вот, например, случай со строительством домов возле Хомутово.

- Предприимчивые люди воспользовались тем, что земли не распределены, и организовали торги, - возмущается Зелент. - Сейчас, правда, этого человека посадили. Но судьба людей, которые уже построили дома, неизвестна - фактически это считается самозахватом. А виноват не только аферист, но и руководство муниципального образования, которое не следит за использованием земель.

Уполномоченному по правам человека Ивану Зеленту в день поступает до 20 писем, заявлений, обращений, жалоб и звонков:

- Мы принимаем все обращения, рассматриваем документы, проверяем соответствие действительности изложенного в жалобе. И если действительно нужна наша помощь, то беремся за дело. Потому что бывает как: права человека нарушили, а он сам ничего не делал, никуда не обращался, не ходил и хочет, чтобы мы все за него сделали. Или следствие еще идет. Мы помогаем людям, да, но не вмешиваемся в процесс работы муниципальных и административных органов. Вот когда человек не удовлетворен результатами, тогда - к нам.

Это важно

К компетенции Уполномоченного по правам человека относится:

1. Рассмотрение письменных жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории области, - на решения или действия (бездействие) государственных органов области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и их должностных лиц в случаях если: а) ранее заявитель не обжаловал этих решений, действия или бездействия в судебном порядке; б) ранее заявитель обжаловал эти решения, действия или бездействие в административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Оказание гражданам бесплатной юридической консультационной помощи в связи с нарушениями их прав или свобод.

3. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Необходимо знать, что :

1. Уполномоченный не является адвокатом и не может защищать ваше дело в суде в этом качестве.

2. Уполномоченный не оказывает услуг по написанию заявлений в суд или обращений в иные инстанции.

3. Уполномоченный не вправе оспаривать решение суда.

4. Уполномоченный не рассматривает жалоб на действия негосударственных и немуниципальных организаций.

Как обращаться

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

Образец письменного обращения:

Уполномоченному по правам человека в Иркутской области Зеленту Ивану Зигмундовичу 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31, от (ФИО полностью), проживающего по адресу (полный адрес для переписки), контактный телефон

Жалоба

Жалоба должна содержать следующую информацию:

1. Какие ваши права нарушены.

2. Какой орган власти (полное наименование) или должностное лицо (ФИО) допустило нарушение ваших прав.

3. Какие решения, действия или бездействие привели к нарушению ваших прав (указать, когда совершены действия и приняты решения).

4. Что и когда вы сделали для восстановления ваших прав.

5. Какие ответные действия последовали со стороны органов власти.

6. Сформулируйте, каких результатов вы хотите добиться дл восстановления ваших прав и какой помощи ждете от уполномоченного.

7. Укажите, согласны ли вы с обнародованием сведений по вашему делу.

Дата, личная подпись

Обратите внимание :

о событиях, послуживших основанием для обращения, желательно писать в хронологическом порядке;

ссылаясь на действия (бездействие) органов власти или должностных лиц, необходимо указывать, когда что произошло;

ссылаясь на документы, не приложенные к обращению, необходимо привести их реквизиты: наименование органа (должностного лица), дату, номер;

жалоба не должна содержать выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц;

жалоба должна быть написана понятным почерком.

Не забудьте приложить к жалобе документы (копии), подтверждающие факты, изложенные в заявлении.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня принятия решения по жалобе заявителя на соответствующие решения или действия (бездействие) государственных органов Иркутской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц в судебном или административном порядке.

Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются.

Личный прием граждан проводится Уполномоченным и его сотрудниками по рабочим дням, кроме пятницы, с 9 до 17 часов (перерыв с 13 до 14 часов), по адресу: г. Иркутск, ул. Горького, дом 31, офис 325 .

Прием Уполномоченным осуществляется по предварительной записи. На личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Справки по телефону в Иркутске: 8 (395-2) 241-615.

Метки:
baikalpress_id:  9 655
Загрузка...