Тальянский автозавод — 2

Если лауреат Байкалмоторшоу-2007, создатель вездеходов «Вепрь» и «Есаул» Александр Побелянский (материал о нем был опубликован в прошлом номере «Копейки») колеса меньше метра, как он сам выразился, сейчас уже не признает, то его односельчанин и сослуживец по Центру технического творчества в поселке Тальяны Сергей Гребнев работает с более приземленными моделями самоходных средств передвижения. И названия его автомобилей соответствующие —«Скамейка», «Анаконда»...

О таких, как Сергей Гребнев, говорят: мастер на все руки. Автомобилестроение — это лишь часть его творческой деятельности. Практически все электроинструменты в доме мастера если не сделаны, то существенно модернизированы им лично. Еще он отличный токарь, столяр и плотник. И если в поселке вы спросите, где проживает семья Гребневых, то главным ориентиром станет трехэтажный терем-теремок, срубленный руками хозяина усадьбы. В нем, кстати, находится мастерская Сергея Леонтьевича. Еще одно строение, возведенное по старинной русской технологии («Купольная рубка, никаких балок, один венец работает на растяжение, другой — на сжатие»), также отдано «под железки». Здесь педагог-изобретатель проводит занятия со своими учениками.

Путевку в жизнь дала «Скамейка»

По профессии Сергей Гребнев инженер лесного хозяйства. Получив высшее образование в Красноярске, он «честно отпахал» положенный по распределению срок на Крайнем Севере, а затем приехал в Тальяны — работать лесничим. Когда же началась чехарда, связанная с реформированием лесного хозяйства, Сергей Леонтьевич решил круто поменять уклад жизни. Вспомнив свою давнюю увлеченность всякими техническими штучками, он устроился в Тальянскую среднюю школу на должность педагога дополнительного образования.

— Еще будучи школьником (а жили мы тогда в Алтайском крае), соорудил я модель электромагнитной пушки, — вспоминает изобретатель. — Это была модель для запуска ракет в космос, состоявшая из мощного электромагнита, системы контактов и небольшой ракеты весом около 20 граммов. Взлетала она у меня на высоту более 50 метров. За этот аппарат мне тогда присудили первое место на выставке, вручили грамоту и книжечку какую-то.

Еще один звездный час Сергея Гребнева пробил в 2000 году, когда в присутствии специалистов и журналистов успешно прошел испытания созданный в его автомастерской шестиколесный вездеход «Скамейка».

— Это чудо техники на маленьких колесах от мотоколяски, которое, вопреки прогнозам многих ученых мужей, совсем неплохо проявило себя в условиях бездорожья, мы конструировали вместе с моим учеником Александром Захаровым, — говорит Сергей Гребнев. — Фильм об испытаниях, все необходимые расчеты и другую документацию Саша впоследствии увез на престижный творческий конкурс в Москву. Академики по достоинству оценили оригинальность и новизну нашего проекта. Вездеход занял абсолютное первое место, а Захаров без экзаменов был принят в Московский технический университет имени Н.Э.Баумана.

Александр, кстати, стал первой ласточкой, вылетевшей из таежного сибирского гнезда под названием Тальяны покорять столичные высоты. А через год тот же путь повторил его односельчанин Владимир Дмитриев, ученик Побелянского. Впрочем, в отличие от своего последователя (см. предыдущий номер «Копейки»), Захаров престижный вуз не окончил.

С третьего курса он, по словам Сергея Гребнева, ушел в шоу-бизнес — занялся монтажом сцен для масштабных концертов. Сейчас его бригада работает по всей Европе, а на сконструированных тальянским умельцем сооружениях выступают известные во всем мире артисты — поп- и рок-звезды.

Что касается «Скамейки», то в данный момент она находится в разобранном состоянии во дворе у Сергея Гребнева. Мастер хочет перевести транспортное средство на электрическую тягу: «Чтобы на аккумуляторах ездило...» Кстати, свое название вездеход получил за наличие возле руля плоскости, которая во время экспедиций на привалах использовалась участниками в качестве места для сидения.

В настоящее время группа Гребнева осваивает транспортное средство, которое они сами называют багги. На гоночную машину данного класса в привычном понимании сия модель автомобиля мало похожа. Однако, проигрывая стандартному багги того же Побелянского в скорости, этот агрегат на маленьких колесах более устойчив на сложных трассах, считает Сергей Леонтьевич. А еще данный вид транспорта имеет дублированное управление (тормоз и сцепление), примерно такое же, как на машинах в городских автошколах, что обеспечивает безопасность при обучении молодых водителей.

Наперегонки с японцами

«Мама — колесо, папа — снегоход, так как может толкаться бортовыми поверхностями, бабушка — конная волокуша, а дедушка — флашкоут плоскодонный, или, попросту говоря, большое корыто, в котором деревенские жители возят по мелководным рекам разные грузы» — такое вот генеалогическое древо составил для своей новой задумки Сергей Гребнев. Полностью проект вездехода «Анаконда» еще только зреет в голове автоумельца, готова пока лишь одна деталь. Правда, самая главная.

— Это универсальный движитель, и это он дал название всему проекту, — говорит Сергей — Если эту конструкцию (см. фото) прокатить по песку, то колея получится, как будто огромная змея проползла. Вот вам и «Анаконда». Данный движитель состоит из двух узких эллипсовидных колес. Они расположены на одной оси симметрично друг другу и наклонены так, чтобы поверхность качения имела один радиус. На твердой поверхности это удивительное колесо ведет себя как обычное. Но, как только оно наполовину погружается в мягкий грунт, его тягловое усилие возрастает за счет гребущей поверхности боковой проекции. При еще большем погружении начинают работать ребра внутри конструкции. Получается, что колесо само себя вытаскивает из того же песка или грязи. Если же наше устройство вдруг попадет в болотную жижу, то никакой лебедки не надо — цепляешь трос за ближайшее дерево и, как на барабан, накручиваешь на колесо.

По словам Сергея Гребнева, эллипсовидное колесо давно пытаются применить и японцы, и итальянцы, но пока у них ничего не выходит.

— Их ошибка в том, что они пытаются использовать данное устройство с дифференциалом, — говорит изобретатель. — А у такого колеса, естественно, колея будет «гулять». Все моменты, на которых погорели иностранные конструкторы, нами пересмотрены. В отличие от японцев, которые оси колеса перекрестили, мы их симметрично раздвинули. Получился пусть и широкий, но вполне рабочий, надежный движитель. Ему отводится, если говорить образно, роль лошади в конной волокуше.

Сзади же будет прицеплено огромное корыто с трубчатыми полозьями, которое на снежной дороге и в грязи болотной поведет себя гораздо лучше, нежели просто колеса. А для езды по твердой поверхности вездеход будет оснащен двумя вспомогательными опускающимися колесами.

Если с движителем все более-менее понятно, то вот с двигателем пока изобретатель не определился. В идеале созданное для передвижения по тайге транспортное средство должно быть полностью автономным и работать на том виде топлива, которого в лесу полно, считает Сергей Гребнев. То есть на древесине. А приводиться в движение оно должно силой пара, однако при этом не иметь громоздкого котла. Вот такую невыполнимую с виду задачку поставил перед собой деревенский Кулибин.

Пока в качестве прототипа Гребнев рассматривает так называемую пушку Архимеда. Если верить историкам, этот агрегат, созданный великим ученым более двух тысяч лет назад, имел способность за счет силы водяного пара запускать массивное ядро на дальние расстояния.

— Кто-то может сказать, что все это чепуха, нереально и фантастично, — улыбается Сергей Гребнев. — Не надо забывать, что любое достижение человечества, которое сейчас для нас является обыденным и привычным, когда-то начиналось с бредовой идеи какого-нибудь «странного» товарища. И еще говорят, что новое — это хорошо забытое старое.

Говорят, что две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи. Как же стреляла эта пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро из ствола пушки, который представлял собой полый цилиндр.

Загрузка...