Как вылечить сердце города?

В Иркутске проходят публичные слушания по обсуждению проекта детальной планировки центральной части города, специалисты Ассоциации архитектурных мастерских не остались в стороне, детально изучив документ, внесли разработчикам свои предложения.

Отделить зерна от плевел

Иркутск — город с богатой историей, каждая улица центра столицы Приангарья может рассказать о жизни целых поколений. Но для разработчиков проекта детальной планировки ООО «Промстройпроект» старое деревянное сердце города стало настоящей головной болью. Как примирить старое и новое, не остановить Иркутск в развитии и не уничтожить то, что досталось в наследство? Зодчие из ААМ признают, что работа была проведена колоссальная, но именно схема размещения объектов культурного наследия вызвала у них больше всего замечаний. Важное замечание высказала директор ТПО «Иркуткархпроект» Галина Урлапова:

— Схема не соответствует проекту зон охраны, который утвержден в рамках генерального плана развития города, где все вновь выявленные объекты уже проанализированы, даны рекомендации по выведению из списка памятников, по введению и постановке на госохрану, указаны заповедные территории. Необходим подробный анализ соответствия этого чертежа проекту зон охраны. Как заметил руководитель фирмы «ДИАСко» Коба Шемазашвили, сразу бросается в глаза несоответствие схемы объектов наследия и основного чертежа, в котором по территории памятников проведены дороги и запланировано новое строительство.

Также, по мнению зодчих, в схеме расположения объектов культурного наследия не отражена существующая капитальная застройка. На месте новых зданий отражены объекты, которые уже снесены и не существуют.

По мнению председателя ассоциации Евгения Третьякова, необходимо со схемы расположения объектов культурного наследия исключить информацию об утраченных элементах городской структуры: «На основном чертеже они не выливаются во что-то реальное, указание о том, что через территорию стадиона «Труд» когда-то шла улица, ничего не дает».

Все члены Ассоциации архитектурных мастерских сошлись на том, что в документе наблюдается большое несоответствие расположения исторических скверов и парков — например, около рынка «Сезон», на территории бывшей чаепрессовочной фабрики не продуманно размещение озелененных территорий общего пользования. «Не надо вводить народ в заблуждение. Там никогда больше не будет сквера, там жизненно необходимы парковки», — заметил Евгений Третьяков. Необходимо четко разделить и по-разному обозначить территории исторических скверов и озелененных территорий общего пользования.

«Надо отделить зерна от плевел, поскольку это схема объектов исторического наследия, на ней надо отразить только ценные охраняемые исторические зеленые зоны. Как охраняемый ландшафт», — высказала свое мнение Галина Урлапова.

«Схема объектов культурного наследия фактически является обоснованием проектного решения. Но на ней нет градации, какие объекты культурного наследия остаются и учитываются в проектном решении, какие являются не ценными и они уже не учитываются в ПДП, какие надо сохранять, но они мешают проектному решению и должны быть перенесены», — резюмировал, подвел итог обсуждения схемы размещения объектов культурного наследия Евгений Третьяков.

Очень категорично по этому поводу заметил руководитель ПТАМ «ПАРК» Артем Папанян: «Нет реального подхода, есть теоретический. Нет предложений на перспективу, что куда перенести».

«Надо заканчивать с иллюзиями, это мешает развитию центра города, поэтому мы предлагаем разработчикам проекта планировки центральной части города сформулировать конкретные предложения по комплексному и тактичному строительству в центре города», — заключил Евгений Третьяков.

Современные кварталы рядом с историческими

На основном чертеже проекта детальной планировки зодчие ААМ отметили, что все объекты культурного наследия обозначены одним цветом. Нет градации на охраняемые и те, которые рекомендуются к выводу. Как заметил руководитель студии «АЗ» Анатолий Зибров: «В части исторической застройки надо ввести градацию — вновь выявленные должны быть указаны в другой цветовой гамме, тем более там указаны объекты, которых уже нет и они выведены из списка».

Кроме того, центр города, как считает Артем Папанян, не должен оставаться только историческим: «Почему бы не освободить некоторые кварталы под современную застройку? Можно дать предложения по выносу малоценной деревянной застройки и запланировать комплексное строительство — и исчезнут проблемы точечной застройки». Поэтому, по мнению членов ААМ, разработчикам необходимо в проекте дать свои предложения по комплексному освоению территории исторических кварталов центра города.

В основном плане проекта в районах исторических кварталов предусмотрены территории под строительство детских садов. Как считает Евгений Третьяков: «Если это старинный квартал, то восстанавливаться он будет только на деньги инвесторов, скорее всего, это будут дорогостоящие офисные помещения, нужны ли детские сады вне жилых комплексов? Необходимо предусмотреть их строительство в кварталах жилой застройки».

Одним из замечаний к разработчикам по основному чертежу было то, что не отражены новопостроенные и уже существующие объекты. Как заметил Коба Шемазашвили, в проекте совсем не разработан остров Юность с организацией пешеходных и транспортных связей. А в районе рекреационных зон не нанесены уже существующие объекты и не предусмотрено расположение досуговых объектов в зоне реки Ангары.

Машинам — парковки, пешеходам — подземные переходы

При обсуждении транспортной схемы проекта Галина Урлапова вспомнила, что, когда первоначально делались предложения по проекту, предполагалось, что в центре Иркутска будет два транспортных кольца, которые избавят исторические улицы от транспорта: «Но, глядя на этот план, непонятно, где люди должны оставлять свои машины. Не указаны магистрали, которые подводили бы к центру города».

Как заметил Евгений Третьяков: «Парковки и стоянки раскиданы без всякой увязки с транспортной схемой. Это в основном частные гаражи под своими домами, но ведь необходимо, чтобы гараж стоял на центральной улице и разгружал от наплыва автомобилей. Нет предложений по расположению комплексных парковок в местах большого скопления людей. А вот большая парковка на улице Софьи Перовской будет неэффективна. В общей статистике она играет роль как средняя температура по больнице, а конкретно на транспортную ситуацию, например, возле рынка «Сезон» она никак не повлияет. Никто в районе ул. Софьи Перовской не будет оставлять машину, чтобы прийти на улицу Свердлова. Парковки должны быть сосредоточены в районе главных магистралей».

«В проекте нет современного подхода по проектированию многоуровневых стоянок, — считает Артем Папанян. — Почему нельзя поставить многоуровневые парковки? Мы опять действуем дедовскими методами, предлагая только подземные парковки».

Как отметили зодчие ААМ, по самым переполненным транспортом улицам, например Декабрьских Событий, Cофьи Перовской, Тимирязева, вдоль набережной, нет ни одной комплексной автостоянки. Вдоль внешнего транспортного кольца, по их мнению, в перспективе должны быть построены многоуровневые временные парковки. Также во всех жилых массивах под зданиями должны быть запланированы подземные гаражи. Только так можно разгрузить центр города от автомобилей. На набережной совсем не предусмотрены места расширения улиц, и на прилегающей к бульвару Гагарина территории необходимо предусмотреть размещение многоуровневых парковок и открытых стоянок.

Отдельный вопрос возник по расположению парковки под площадью Кирова и под спортплощадками стадиона «Труд». «Ну неужели у нас такое безысходное положение, что под единственной площадью, где проходят все шествия и парады, мы должны делать парковку?» — поинтересовался Евгений Третьяков. Очень мало внимания, как считают члены Ассоциации архитектурных мастерских, уделено в транспортной схеме пешеходам. В перспективных проектных разработках отсутствует проработка пешеходных улиц, даже Урицкого указана как проезжая. Для центральной части города очень мало подземных переходов.

По всем остановкам по улице Ленина, на больших перекрестках, в частности на месте развязки Ленина, Сухэ-Батора, Желябова, должны возникнуть подземные переходы-площади, которые должны быть нагружены функционально, с возможным размещением объектов обслуживания.

Все предложения Ассоциации архитектурных мастерских направлены в администрацию города для рассмотрения и учета при исправлении проекта планировки центральной части города. «Центр Иркутска — это сердце нашего города, и мы должны сделать все для того, чтобы оно не болело и работало бесперебойно», — подвел итог встречи председатель ассоциации Евгений Третьяков.

Метки:
baikalpress_id:  9 518