Тальянский автозавод

Машин, созданных умельцами таежных Тальян, вполне хватило бы на самостоятельное шоу

Один из главных призов Байкалмоторшоу в прошлом году завоевал умелец из поселка Тальяны (Усольский район) Александр Побелянский. На суд экспертов фестиваля и простых автолюбителей он выставил сразу два своих творения — вездеход «Вепрь» и багги «Раптор». Первый из них — чудо техники на огромных колесах — позволил мастеру уехать домой с премией в 100 тысяч рублей. В этом году Александр планировал представить на всеобщее обозрение свое очередное детище — вездеход нового поколения «Есаул». К сожалению, обстоятельства оказались сильнее. Завершить постройку автомобиля не удалось из-за перебоев с электричеством — почти два месяца поселок жил без света.

Полонез Побелянского

Конструированием необычных автомобилей Александр Побелянский занимается более двух десятков лет. Любовь к технике привил отец, с которым в начале 90-х они и построили свой первый вездеход.

— Нашу первую машину назвали «Полонезом», — вспоминает Александр. — За звуки, которые она издавала при работе. Если особо не вдаваться в технические подробности, это была мотоколяска на колесах от КраЗа. Такая конструкция вполне сносно преодолевала различные препятствия, в том числе водные. Однако особо крупных водоемов рядом с Тальянами нет, а потому со временем тема амфибий в автотворчестве Побелянских отпала сама собой. Поселковые конструкторы переключились на создание механизмов, которые могли бы ходить по любой твердой поверхности — будь то снег, грязь, камни, песок, через которые иной раз даже не всякий джип проскочит. Непроходимые болота и непролазная тайга — вот стихия автомобилей, сделанных в Тальянах.

— По натуре я путешественник, — рассказывает Александр Побелянский. — А тайга — это моя слабость. Люблю покорять такие места, куда, по сути, не ступала нога человека. Люблю ходить за грибами и ягодами, могу с удочкой посидеть на берегу. А вот охота — это не мое. Ну не нравится мне убивать.

Впрочем, ярым противником такого рода деятельности Александр себя не считает. Если человеку нравится охотиться и он это делает по закону, то пожалуйста — иди стреляй. Кстати, принцип законности мастер соблюдает и в своей работе. Припаркованные в его дворе автомобили приобретены законно, и на каждый есть соответствующий документ. Другое дело, что, попав в руки Побелянского, привычные ГАЗы, ВАЗы и пр. быстро становятся лишь деталями конструктора, из которых механик создает свой очередной автошедевр.

— Один из своих вездеходов в 1993 году я поменял на новый ГАЗ-53, — признается Александр. — Ребята из северных территорий Приангарья увидели мое детище на областной выставке ну и пристали — продай да продай. Даже сюда, в Тальяны, приезжали. В общем, уговорили. Денег с них я не взял, а произошел у нас обмен. Хороший ГАЗ был, даже лицензия имелась на перевозку на нем грузов, но и это его не спасло. Через несколько дней я его нещадно порезал. Многие односельчане долго еще при виде меня палец у виска крутили. Но я-то знал, для чего брал данную технику: именно на базе того «полста третьего» собрал первый вариант «Вепря». Кстати, 9 июня будем отмечать своеобразный юбилей — ровно 10 лет, как этот вездеход вышел в первый рейс.

Мечта не продается

Сам «Вепрь» памятную дату встретит в гараже своего создателя. В ходе недавней экспедиции в долину Архат (Республика Бурятия) автомонстра загнали в непроходимое даже для него место. Вездеход, говорит Александр Побелянский, протащило по россыпи камней — в итоге была повреждена кабина, помяты крылья, выбито стекло.

— Похоже, «Вепрь» в том непростом направлении уже достиг максимума, — считает хозяин вездехода. — Мы и так добрались до таких мест, куда ни одно транспортное средство никогда не доезжало. Думаю, пройти долину насквозь нам поможет в скором будущем «Есаул» — у него дорожный просвет почти в полтора раза больше, чем у предшественника (52 сантиметра против 38). Полуметровый просвет — это, впрочем, не самый главный козырь нового творения Побелянского. Объяснить читателю предназначение всех элементов ноу-хау, которые применены при создании «Есаула», дело практически безнадежное. Вот лишь некоторые выдержки из озвученной автором технической характеристики. Их корреспондент «Копейки» записал на свой диктофон. «Мосты у него стоят жестко вместе с двигателем, а разгружают трансмиссию самодельные бортовые редукторы...»

«Ведомые шестерни — камазовские, ведущие — от трактора ТТ-4. Двигатель от «Нивы». «Тормоза прямо на мостах. Полная блокировка. Ни одно колесо даже при большом уклоне буксовать не будет. Очень высокая артикуляция — любое из колес может подниматься на высоту до 70 сантиметров без отрыва от земли остальных».

«Колесные диски облегченные — вес одного колеса всего 93 килограмма. На «Вепре», для сравнения, на 30 кг тяжелее. Шины кразовские, обточенные». «Общий вес автомобиля 1600 килограммов».

Всего руками Александра Побелянского и его сподвижников изготовлено уже 17 вездеходов. Причем это не означает, что во дворе у мастера стоит целый автопарк. Практически все агрегаты после непродолжительной эксплуатации были разобраны, и на их базе создавались новые модели. Отметим, что за все время ни одно творение тальянского автозодчего не было продано (обмен, о котором говорилось выше, не в счет). Хотя, признается Александр, были очень заманчивые предложения. За «Вепря», например, предлагали сумму, которой вполне хватило бы на приобретение новенькой, достаточно престижной иномарки. Но он отказался... Продавать мечту, говорит, нельзя, ну а в город и по поселку можно и на стареньком жигуленке ездить.

На призовые купил топливо

Работает Александр Побелянский педагогом дополнительного образования в Тальянской средней школе. Его кружок является филиалом Иркутского областного центра технического творчества. Занимаются в нем около 40 мальчишек и девчонок.

— Да-да, девчонки тоже приходят, и некоторые из них, такие как Маша Колесник, Наташа Гамболевская, очень перспективные в плане работы с техникой, — говорит Александр. — Из мальчишек большие надежды подают Слава Свалов, Игорь Парфентьев, Коля Побелянский (племянник мой), Леша Пилуй, Дима Парамыгин.

В настоящий момент мы вместе с учениками модернизируем наш багги. Иркутяне его видели на фестивале в прошлом году. Эта машина — чисто детское творчество. Весом всего 570 кг, просвет в чистоте 27 сантиметров. Она может легко ходить там, где те же УАЗ и ЛУАЗ не пройдут. Что касается скорости — по трассе я разгонял до 130 км/ч, но это уже опасно, начинает бросать.

Впрочем, предельных скоростей от багги и не требуется, ведь техника эта используется в основном для обучения подростков вождению по пересеченной местности. Одновременно местные пацаны учат и правила дорожного движения. Занимается этим сам глава поселковой администрации Николай Никандрович Дмитриев. Пройдя в домашних условиях как и теоретический, так и практический курс обучения, тальянцы без особых проблем сдают в Усолье экзамены на право управления транспортным средством.

Между прочим, часть призовых денег, полученных на прошлогоднем Байкалмоторшоу, Александр потратил на приобретение бензина для нужд своей автомастерской. Привез 400 литров. Благодаря этому мальчишки до сих пор имеют возможность гонять на багги по окрестностям поселка.

Ученик продолжает дело мастера

Самым талантливым и успешным учеником Александра Побелянского, несомненно, является пока Владимир Дмитриев. Об этом молодом гениальном конструкторе газета «Копейка» писала пять лет назад (в номере за 13 июня 2003 года). В тот момент Володя учился на 2-м курсе Московского технического университета имени Баумана, куда его приняли без экзаменов. Столичные ученые таким образом поощрили юного деревенского конструктора за изобретенный им снегоболотоход «Ермак». Этот аппарат на шинах низкого давления, напомним, способен был не только передвигаться по бездорожью, но и мог собирать клюкву, а также обмолачивать кедровые шишки.

На сегодня талант по имени Владимир успешно окончил вуз, живет в Москве, работает в известной фирме по созданию вездеходов.

— Этот парень еще в детстве проявлял недюжинные таланты, — говорит Александр Побелянский. — Сейчас продолжает совершенствовать мастерство и уже достиг определенных успехов. В штате фирмы сибиряк занимает одну из руководящих должностей. Задача его группы — совершенствование колес для вездеходов.

Недавно Володя приезжал домой. Делился планами, а их у него громадье. Он разработал свою концепцию вездехода, взяв все лучшее от существующих ныне образцов. И мне кажется, что он сумеет реализовать задуманное. И еще: как признался мне Владимир, у него есть мечта — конструировать и производить свои вездеходы в Сибири. То есть там, где они нужнее всего.

Что касается «Ермака», с которого, собственно, и началось восхождение сибирского Кулибина к вершинам конструкторского мастерства, то он ждет своего хозяина во дворе отчего дома изобретателя.

Рассказ о еще одном изобретателе-самоучке из поселка Тальяны читайте в следующем номере.

Метки:
baikalpress_id:  9 522