Записаться к врачу можно через Интернет

Ангарчане создали сайт, предоставляющий жителям будущей Иркутской агломерации актуальную информацию о медицинских услугах

Одна из основных задач будущей агломерации — создание комфортной городской среды. Иркутяне, шелеховчане, ангарчане должны одинаково хорошо жить и работать в Большом Иркутске. Но что взять за образец для подражания и основу для развития? Несмотря на географическую близость городов, уровень жизни и обслуживания населения в них всегда был разным, временами контрастным. Наши корреспонденты попытались сравнить уровень медицинского обслуживания. Получилось, что у врачей трех городов схожи лишь проблемы: дефицит кадров, стареющая техника, невысокая зарплата.

 Если верить представителям департамента здравоохранения области, то у нас масса положительных сдвигов. На губернаторском совете чиновники едва успевали записывать названия мудреного медицинского оборудования, поступившего в клиники в рамках нацпроекта «Здоровье». Цифр так много, что голова идет кругом. И уже не понимаешь: больна наша медицина или здорова?

 Медицина, пожалуй, единственная сфера, которая касается абсолютно всех. Человек становится пациентом еще до момента своего рождения. Потом еще ничего не соображающего младенца навещает патронажная сестра, далее он попадает на прием к участковому врачу, школьному — и так по цепочке. Какая здесь связь с цифрами?

 Когда чиновники заводят речь о сфере обслуживания (в данный момент нас интересует только здравоохранение) и начинают сыпать градом цифр, после которых может последовать «ковровая бомбардировка» из процентов, слушатель, зритель, читатель тут же примеряет улучшения на себе.

Нет, пациент не сравнивает графики, планы и их выполнение, и даже не пытается оспорить математические выкладки. Он вспоминает: как долго ехала к нему скорая помощь, сколько времени пролежал в больничном коридоре, прежде чем его перевели в палату, какую часть зарплаты пришлось отдать за лекарства. История болезни одного человека бывает убедительнее и красноречивее целого доклада.

Почему скорую помощь превращают в тихоход

О здравоохранении чаще судят не по количеству построенных больниц в городе или их обеспеченности оборудованием — нет, медицину характеризует ее небольшой, но важный сектор, а именно скорая помощь. Так же, как и о работе всей милиции судят по скорости приезда экипажа быстрого реагирования. Ибо пенсионерке совсем не важно, сколько бандитов арестовано с начала года, ей хочется, чтобы побыстрее нейтрализовали соседа-дебошира. Можно провести параллель с империей под названием МЧС. Однако вернемся к скорой медицинской помощи. Неотложке.

В областном центре работают городская станция скорой помощи и три подстанции — Ленинская, Свердловская и в Иркутске II. И хотя по многим показателям работа скорой близка к нормативам, по мнению главврача городской станции скорой медпомощи Андрея Ворожбы, для города с населением более 600 000 человек этого не вполне достаточно.

По приказу Минздрава СССР, изданному в середине 80-х годов, на 10 000 человек населения полагалась 1 санитарная машина с носилками. Те же нормативы действуют и сейчас. По национальному проекту «Здоровье» за два года в регион поставлен 291 автомобиль, из них 56 получила Иркутская городская станция. Если учесть, что до поступления новой техники парк состоял из 70 старых машин, то обновление весьма существенное.

— Конечно, нам нужно больше автомобилей, — говорит главный врач скорой медицинской помощи г. Иркутска Андрей Ворожба. — Ведь машина не может ездить 24 часа в сутки все 365 дней в году, ей нужно и техосмотры проводить. Так называемый коэффициент выхода машин составляет 0,85. Количество бригад врачей у нас близко к нормативам.

 В Иркутске существуют специфические проблемы. Так, уличные пробки в скором времени грозят дискредитировать все оперативные службы. В час пик, когда на подступах к центру выстраиваются километровые очереди, не помогают ни сирены, ни проблесковые маячки. Узкие улицы давно не справляются с потоком машин. Кстати, совсем недавно бело-красная «Газель» попала в аварию. И это не единичный случай.

 Схему движения транспорта в областном центре оптимизируют нескоро, если вообще это удастся сделать. Возможно, как выход необходимо рассмотреть вопрос дробления иркутских станций скорой помощи, увеличения их числа. По словам того же Ворожбы, в городе планируется построить еще подстанцию на улице Академической и укрупнить — на бульваре Рябикова.

 Соседям Ангарску и Шелехову проблема с заторами не знакома совсем. Компактный город металлургов даже обыкновенный автомобиль пересекает почти мгновенно. И это при том, что кварталы рассекает федеральная трасса. Широкие ангарские улицы, просторные проспекты словно специально созданы для оперативных служб. Помешать им может разве что заблудившийся транзитник, поскольку дорога Красноярск — Иркутск обходит город стороной.

 Однако если многие проблемы с обслуживанием иркутян бригадами скорой помощи способен обозначить рядовой горожанин, то во внешне благополучном Шелехове может запутаться даже специалист. Речь пойдет о жителях близлежащих деревень. Условно, первую пилюлю, первый укол им должны поставить городские врачи. Но схема экстренного вызова и последующего прибытия настолько запутанна, искусственно осложнена, что скорее напоминает ребус. Как мрачно шутят сами жители деревень, легче помереть.

Что, кстати, иногда и случается. И это уже не шутка. Приведем пример. У жителя Мот, расположенных в 20 километрах от города, случился сердечный приступ, а до этого у него уже был инсульт. Очередной удар произошел в тот момент, когда мужчина сидел в кресле. Жена пострадавшего набрала номер фельдшерского пункта, однако сельский лекарь отказалась прибыть немедленно, сославшись на занятость и большое расстояние — от медпункта до дома пострадавшего примерно километр.

Пока шел телефонный торг, у мужчины случился очередной инсульт. Фельдшерица в конце концов все-таки пришла, ее помощь заключалась в поверхностном осмотре и вызове реанимационной бригады. С момента, когда произошел сердечный приступ, до оказания неотложной помощи (применительно к данной ситуации ее вряд ли можно назвать таковой) прошло четыре часа! Через полтора дня, не приходя в сознание, мужчина скончался в больнице. Что пришлось пережить за это время вдове покойного!

 Еще одну пенсионерку из тех же Мот прихватил гипертонический криз. Хорошо, что в критический момент у нее под рукой оказался сотовый телефон, до квартирного она уже не могла дойти. Первой о беде узнала дочь, она же и набрала телефон шелеховской неотложки. Дежурный врач, выслушав встревоженную речь, пообещал перезвонить участковому врачу, которая должна прийти к больному домой, удостовериться в наличии приступа, перезвонить еще раз коллегам. И только после этого машина двинется с места!

Фельдшер, к слову, появилась в доме пациентки, когда последнюю в чувство приводили кардиологи. Так что жителям сел и деревень, расположенных между Шелеховом, Иркутском, Ангарском, остается надеяться, что агломерация скажется на них самым положительным образом. Тем более что есть такие примеры.

Карета для маленьких принцев и принцесс

 Пример стоит брать с Мегета (Ангарский район). Отныне поселковые педиатры не будут ходить пешком по вызовам. Как сообщила глава ММО Татьяна Власенко, по многочисленным просьбам врачей и ходатайству главного врача детской больницы № 1 г. Ангарска Валерия Голубева, для маленьких пациентов выделили транспорт. Проблема с машиной стояла давно. Врачам на вызовы приходилось добираться пешком или на попутной машине.

Два участка детской поликлиники обслуживают не только поселок, но и все муниципальное образование — Шароны, Стеклянку, Ключевую, Зверево, Зуй, Сибизмир.

С середины февраля детские врачи вздохнули с облечением. По словам Веры Серебренниковой, врача-педиатра, работать стало намного проще — в отдаленные районы теперь можно добраться быстрее, обслужить гораздо больше пациентов. Сейчас решается вопрос и с забором крови на биохимию у малышей.

Записаться к врачу можно по Интернету

Первая помощь бывает разной. Иногда человеку достаточно слова. В этом смысле неоценимую услугу может оказать Интернет. Самыми продвинутыми в этом смысле оказались врачи Ангарска. Именно им, а точнее травматологу-ортопеду МСЧ-28 Сергею Нефедьеву, пришла в голову мысль использовать во благо Всемирную паутину. Так в виртуальном пространстве появился новый медицинский сайт www.medgeneral.ru. Предваряя вопрос «А зачем?», сайт дает ответ.

Цитируем: «...это первый в регионе специализированный медицинский информационно-справочный проект, не замыкающийся в рамках одного города, а предоставляющий жителям будущей Иркутской агломерации актуальную информацию о медицинских услугах и товарах, предлагаемых в городах юга Иркутской области: Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и Шелехове». Весьма полезная часть сайта — форум. Есть смысл привести пару сообщений: «Здравствуйте! Моей маме назначили сальбутамол. Было это давно, и сейчас мы не можем найти это лекарство. Что делать? Спасибо. Наталья, г. Усолье-Сибирское»

«Доброго времени суток! Да, имеются проблемы с поставками сальбутамола в наш регион. В вашем городе и в г. Ангарске сальбутамол дефицитный препарат, но в г. Иркутске сальбутамол есть. Если вам неудобно добираться в г. Иркутск, то мы можем заказать вам препарат. У наших партнеров в Ангарске есть в продаже саламол, препарат похожего действия. Мы рекомендуем вам позвонить нашим провизорам, и они бесплатно помогут вам...»

«...а если я оставлю слова благодарности врачу или, наоборот, это просто выносится на народный суд или эта информация передается главврачу учреждения, где этот врач работает?»

«Если вы выскажетесь на Прибайкальском медицинском форуме, то ваши слова и впечатления увидят пациенты и врачи. Это хорошо, потому что пациенты будут знать мнение о врачах, а врачи, в адрес которых высказаны замечания, будут прислушиваться к мнению окружающих. Это в конечном счете повлияет на отношения между медработниками и пациентами. Аналогично можно формировать рейтинг медицинских учреждений. Давайте не будем стесняться высказываться, но в рамках приличия, конечно».

 Параллельно с веб-страницей заработала и бесплатная медицинская справочная служба. Чтобы услышать ответы на больные вопросы, ангарчане набирают 5-888-91.

Единая телефонная справочная служба «Меддженерал» — гибрид специализированной справочной службы по медицинской тематике и телефона доверия, минимизирующего стрессы при возникновении проблем со здоровьем. На вопросы отвечают не простые операторы, а исключительно специалисты с медицинским образованием.

Сама возможность рассказать об обнаружившихся проблемах со здоровьем внимательному слушателю отчасти помогает звонящему снизить уровень стресса, успокоиться и перейти от паники к конструктивным шагам. Неприятные воспоминания о пережитых ранее страданиях по добыванию талончика, сидению в очередях, формальному подходу при «поточном» лечении вызывают страх обращения к врачам и оттягивание этого обращения. Ситуация отягощается сложной структурой медицинской системы: заболев, человек не всегда знает, куда именно ему нужно обратиться. Да и здоровому человеку, периодически нуждающемуся в получении медицинской справки или прививки, непросто разобраться в алгоритме своих действий для получения той или иной справки, прохождения медосмотра или в сроках профилактических прививок.

 ***

Сфера медицинского обслуживания обширна. Мы попытались коснуться лишь маленького ее сектора — скорой помощи. В ближайшее время намерены поговорить о кадрах: почему при обилии всевозможных медицинских учебных заведений ощущается дефицит специалистов? Отчасти на этот вопрос вы найдете ответ на страницах 8—9, в очерке о лучшем враче России, которая живет в Иркутске.

Метки:
baikalpress_id:  34 614