Женщина за рулем

Пора бы и мне получить права

Я всегда была пассажиром, и в основном — автобусов; мысль о том, что можно научиться водить машину и получить права, долгие годы обходила меня стороной. Весь мой опыт вождения автомобиля заключался в следующем. Как-то летом в деревне, где живут мои родители, отцовский «Москвич» заглох прямо перед воротами. «Садись, — сказал мне папаша, — держи руль прямо, а я буду толкать».

Надо ли говорить, что это не я держала руль, а руль вывернул меня в нужную сторону. С трудом водворив машину в гараж, отец больше меня к ней не подпускал. Да я и не рвалась; умение водить машину меня интересовало не больше, чем умение управлять, скажем, электровозом или, там, подводной лодкой. И даже то, что в нашем офисе с завидной регулярностью все чаще стало происходить хвастовство новенькими удостоверениями, а половина девушек на самых разных авто парковалась во дворе, не вызывало у меня ровным счетом никаких чувств.

Но — «И ты, Брут!» — однажды ближайшие подруги одна за другой заявили о том, что они идут учиться вождению. Как же так?! А я? Мимо меня пройдет что-то интересное? Нет, позволить этого я решительно не могла. И записалась в автошколу. Забегая вперед скажу: я уже давно отучилась, и заветный пластиковый прямоугольничек у меня в кармане, а у подруг еще, как говорится, и конь не валялся.

Выбираем автошколу

Какую же автошколу выбрать? Вы будете опрашивать знакомых, исследовать сайты (информации крайне мало!), звонить по адресам, мониторить цены... И никто не сделает выбор за вас, ибо только вы знаете все обстоятельства, которые продиктуют решение. Я определила для себя автошколу по принципу близости к работе.

На оргсобрании мне не хватило места. Начав подсчитывать будущих водителей, на четвертом десятке я сбилась со счета и сосредоточилась на выступлении директора. Он мне сразу понравился. Говорил красиво, благодарил, конечно, за то «что выбрали нашу автошколу» и прочая, прочая...

Совет: при первой встрече задайте руководителю все интересующие вас вопросы. Сократите возможные неприятные открытия до минимума. Пусть вас не застанет врасплох то, что, например, за свидетельство об окончании автошколы вам вдруг придется доплатить, иначе его просто не выдадут.

Процесс пошел

Нас разделили на две группы и, как говорится, процесс пошел. Скажу честно: два месяца учебы в автошколе стали для меня необычайно интересным, увлекательным и даже любимым занятием. У нас сложилась на редкость душевная компания. Один только балагур Серега чего стоил. Этот человек шутит как дышит — легко, непринужденно, естественно. «Сергей, грустно будет без тебя. Оставайся на второй год», — предлагает преподаватель. «Нет, уж лучше вы к нам», — мгновенно ответствует Сергей.

Я не пропустила ни одного занятия. Передо мной была совершенно новая для меня сфера знания, кроме того — зачем поступаться заплаченными деньгами? Не омрачал встречи даже тот факт, что занятия начинались на полчаса позже (так как курсанты торопятся с работы и неминуемо опаздывают) и заканчивались раньше (так как преподаватели тоже люди). В общем, никого особо не заставляли учиться. В нашей группе из 40 с лишним человек едва ли 20 посещали занятия и 15 затем были допущены к экзаменам в ГИБДД.

Через неделю нашей группе предложили записаться на учебный тренажер. Это настоящий автомобиль, только не движется, но заводится и гудит исправно. Инструктор Юрий, веселый человек 19 лет от роду, имел, разумеется, совсем отличные от наших (курсантских) интересы, поэтому на первое занятие опоздал, на второе «перепутал время», на третьем — «подождите, пожалуйста, я помогу во дворе помыть машину». Стало ясно, что вождение логичнее все-таки изучать в движении, поэтому с Юрием мы полюбовно расстались. Он внес в мою ученическую книжку запись о том, что все необходимые навыки мной приобретены, и перенес свои преподавательские чары на следующих курсантов.

Автодром

Ах, автодром!.. Ясное октябрьское небо, острый воздух предместья, бесконечная гравийная дорога-«восьмерка»! Каким огромным ты казался на первом занятии, какие интересные уголки открывались неторопливому водителю, как настойчиво солнце припекало левую щеку, причисляя тебя к многомиллионному братству колесящих по городам и весям! (Я где-то читала, что у большинства водителей левая сторона лица более загорелая.) Вот вижу, как Света в «шестерке» поправляет прическу, глядя в зеркало заднего вида (вот для чего оно, оказывается!), Вера лихо паркуется и машет мне рукой, Костя задумчиво слушает объяснения инструктора.

Эх, автодром... Как сурово ты обошелся с нами на экзамене, метелью не давая тронуть машины с места, но легко передвигая вешки-баллоны; ехидным льдом покрыв горку; морозом лишая хорошего настроения инспекторов и загоняя в продуваемый автобус дрожащих курсантов. Словно не хотел с нами прощаться. Увы, многие до сих пор вынуждены возвращаться к тебе — экзамен не сдан... ...Моего инструктора по вождению звали Гунар Генрихович. Редкое имя, не менее редкостное спокойствие, умение владеть собой и просто ангельское терпение выдавали в нем уроженца балтийских берегов.

Смешно (сейчас) и тревожно (в первый раз) ощущать себя водителем на трассе, пусть и на ненастоящей. Когда еще не понимаешь, где она — твоя «половинка» дороги, не чувствуешь руль, и вообще все происходит как-то неестественно. «Ой, контролируйте, контролируйте!» — завопила я, когда увидела, что на нас движется машина. Тащилась она со скоростью черепахи, но, по-моему, встреча наша была неминуема. «Да не переживай, — сказал мне Гунар Генрихович, — там тоже есть инструктор».

А еще очень интересно отмечать, как меняются комментарии и рекомендации инструктора ото дня ко дню. «Куда ты в траву едешь?», «Выравнивай, выравнивай!» — это первые дни.

«Не газуй, не газуй!», «Куда ты несешься?» — это через две недели. А потом... вы не услышите ничего, так как будете в машине в гордом одиночестве. А ваш инструктор в кругу своих коллег будет коротать свежие осенние часы на вольном солнышке за анекдотами и прочими байками. Совет: используйте время по максимуму.

Спрашивайте инструктора обо всем, задавайте любые вопросы, касающиеся машины и безопасности движения. Не стесняйтесь вообще и не стесняйтесь выглядеть глупо в частности. Например, я только много позже узнала, что автомобиль при движении задним ходом маневреннее и этот факт стоит учитывать при въезде, допустим, в бокс. Самое малое движение руля даст вам гораздо больший эффект, нежели тот, на который вы рассчитывали. И это логичнее было бы узнать от инструктора, не так ли?

Наконец-то в город!

Конечно, все с волнением ждут первого самостоятельного выезда в город. Ждала его и я. Однако дни шли за днями, истекали часы оплаченного вождения, а я все так же пассажиром следовала до автодрома и обратно. Приближался экзамен, и я буквально лишилась сна: как же я поеду по городу? Тогда моя коллега сказала: «Чего ты мучаешься? Переходи на автомат!» И да простит меня Гунар Генрихович, но я ушла к другому.

«Как у вас с правилами?» — строго спросил молодой инструктор Виктор (имея в виду правила дорожного движения). «С правилами у меня отлично», — гордо сказала я. И это было сущей правдой. Для меня самой явилось неожиданностью то, что мои одногруппники стали обращаться ко мне за помощью по вопросам экзаменационных билетов. Афишировать успехи, честно говоря, не приходилось, но, имея привычку хорошо учиться и владея методикой учебы, я в короткие сроки освоила эту серьезную науку — ПДД, перейдя, как говорил наш преподаватель, на «самоконтроль».

Ну а логика моей коллеги Маши в обсуждениях, как правило, всегда помогала приходить к верному ответу (мы сидели с ней вместе). «Вы хорошо водите, — сказал мне Виктор на первом же занятии на родном автодроме, — поедем в город». Я не подала виду, что внутри буквально все взорвалось: неужели?! С непроницаемым лицом я внимала наставлениям своего нового инструктора, сдержанно кивая на его «Итак, резко не тормозим», «Не газуем», «Руль резко не крутим».

Не знаю, что случилось со мной, но, как только я заняла водительское место, застегнула ремень, положила руки на руль... Помните, как в фантастических фильмах герой превращается в некое суперсущество? Нечто подобное почувствовала и я. Обострились ощущения точности, аккуратности, собранности и даже, если можно так выразиться, профессиональной готовности.

«Надо же, как быстро они меняются», — пробормотала я. «Кто?» — не понял инструктор. — «Да машины сзади». — «Вы еще смотрите в зеркало? — удивился он. — Это хорошо». Виктор вообще не был скуп на похвалу, вернее просто не ленился отмечать успехи курсанта. В его исполнении простое слово «отлично» звучало искренне и осязаемо.

Поездки по городу оказались достаточно напряженны, но вполне исполнимы. Разумеется, под водительством инструктора чувствуешь себя весьма защищенной, однако уже ощущаешь, что машину ведешь именно ты. Широко оглядываешь дорогу, «цепляешь» знаки и (о ужас или о чудо!) уже замечаешь ошибки и неприятные маневры других водителей. А еще — имеешь свое мнение.

— Поворачивайте налево!

— Зачем мне налево?

— Поворачивайте, поворачивайте!

— Но мне не надо на вокзал!

Немая сцена, как говорится.

— А при чем тут вокзал?

— Но ведь налево же вокзал!

— Я имел в виду — перестраивайтесь в левый ряд!

Еще одна пауза. Скажите, разве это одно и то же — поворачивать налево и перестраиваться в левый ряд?

Совет: проситесь как можно чаще выезжать в город. Честно говоря, меня терзают смутные подозрения, что инструкторы знают, куда именно на экзамене будут настроены двигаться инспекторы ГИБДД, поэтому не особо жаждут ездить в качестве пассажира с новичком по городу.

Экзамен

Прошло почти два месяца. За несколько дней до экзамена я запаслась успокоительным. Ощущения жутчайшего треволнения и испуга нарастали. Письменный экзамен был сдан влегкую, без ошибок, а вот вождение... Когда я плюхнулась за руль (судорогой свело правую ногу), пачка экзаменационных документов («Не вздумайте снимать скрепки!» — стращали нас кураторы) разлетелась по салону веером!

Я полезла их собирать, выражение лица инспектора не предвещало ничего хорошего. Когда я сунула ему впопыхах сложенные бумаги, оказалось, что я до сих пор в перчатках! Я собралась начать движение, но обнаружила на коленях огромную сумку, которую забыла закинуть на заднее сиденье. Боже мой, сколько суеты — подумалось мне. А что подумалось инспектору — боюсь и предположить.

Совет: будьте уверенными, но не демонстрируйте самоуверенности. И не заискивайте. Находите золотую середину. Умейте управлять собой. Мой конек — это мягкое и точное торможение. Машина останавливается плавно и именно в том месте, которое я наметила. Не оценить этого инспектор, конечно, не мог, хотя вся его массивная фигура, набирая инерцию, при малейшем движении и торможении так сильно «клевала», что это вызывало у меня некоторую обеспокоенность.

Однако на такие мелочи он внимания не обращал. Парковка задним ходом отработана до автоматизма, не забываю и поглядывать в зеркала. Ну вот, пожалуй, еще немножечко можно сдать назад. Все. «Смотреть будете?» Хотя уверенные и точные движения водителя, равно как и точные движения автомобиля, говорят сами за себя. «Поехали», — машет инспектор. О’кей. Выезжая с парковки, обстоятельно смотрю по сторонам.

Помехи отсутствуют, можно продолжать движение. Пересекая все наши мини-перекрестки, я каждый раз поступала таким же образом и, подозреваю, вызвала уважение у инспектора. Перед «змейкой» он даже вжался в кресло, чтобы облегчить мне обзор, и этим теперь вызвал уважение у меня.

«Змейка»... Она получалась у меня всегда, однако никогда — безупречно, а один раз и вовсе довелось шоркнуть гладким бортом иномарки о вешку-баллон. Что же будет на этот раз?

Моя машина шла между вешками как большое гибкое животное, послушно и четко огибая все препятствия. Мне оставалось только просто выдохнуть, когда она завершила движение и замерла так спокойно и уверенно, что несколько мгновений я любовалась безупречно законченной работой. Понятное дело, что претензий у инспектора не было никаких.

Пребывая в сладкой эйфории, я сдала машину «очереднику» и долго еще предавалась бы мысленному любованию, но... «Эй, горочники («горочники» — те, кто выполняет упражнение «троганье в горку с места»), — громкий оклик инспектора вернул в суровую действительность, — скатываться будете назад. Кто заденет баллоны — тот не сдал экзамен. Все ясно?» Как назад? Почему назад? Ведь мы учились иному!

Это, по сути, два упражнения — троганье в горку и въезд задним ходом в бокс (самое жуткое из всего на автодроме!) Но наши жалобные восклицания не были услышаны. Оно и понятно — если умеешь водить машину, то какие могут быть оговорки!

Первые же курсанты сбили баллоны. Каждого, кто хоть каким-то образом втискивался в этот своеобразный створ ворот, зрители-болельщики встречали как героя!

Когда я садилась за руль «шестерки», то, честно говоря, призвала на помощь все и вся: пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста! Мне казалось, что я вырву ручник, фиксируя остановку; перетяну газ и упущу сцепление. Но машина шла ровно, без рева, пробуксовки и дерганья, четко останавливаясь в предназначенных местах. «Сцепление, тормоз, нейтралочка, ручник» — заветная наша скороговорочка...

Спасибо, Александр Игоревич! На горке, там, где раньше мы облегченно вздыхали (ведь оставалось только спокойно скатиться вниз), я, лихорадочно соображая, уставилась в зеркало заднего обзора. Так, колея ведет ровно в створ между вешками-баллонами. Значит, съезжать надо, полностью отпустив тормоза. Страшно... Но иначе инерции движения не хватит, чтобы вкатиться в створ. Пробую.

Нога предательски льнет к педали тормоза. Как я и опасалась, возле баллонов машина встает как вкопанная, недотянув какого-то метра. Что делать? Но откуда-то в голове всплывают знания более чем месячной давности: надо включить задний ход. Спасибо, Гунар Генрихович! Сцепление, притапливаем рычаг: получилось! Покидаю машину. Урр-а-а-а!

Я сдала экзамен без единого штрафного балла. Два месяца напряженной работы, четыре машины, четыре инструктора, сорок билетов: бесценный опыт! Ну что ж, здравствуйте, новые километры! И совет последний. Доводите начатое до конца.

Метки:
baikalpress_id:  34 591