Рисование вместо математики

«Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье». М. Баррес

 Доброжелательная атмосфера в этом доме почувствовалась с порога. Прежде чем получше познакомиться, приветливые хозяева предложили немного осмотреться, а затем побеседовать за чашкой чая.

Все стены в небольшом зале увешаны чудесными картинами: портреты, пейзажи, фрагменты дальних странствий... Усть-Илимск узнал художника Александра Денисова в 2000 году. Именно тогда в краеведческом музее состоялась его первая публичная выставка.

«Сам не знаю, откуда дар»

Творческий путь живописца начался еще до школьной скамьи.

— Сам не знаю, откуда у меня этот дар, — искренне и тепло улыбается Александр Михайлович. — Мама хорошо играла на гитаре, отец — на гармошке. В нашем роду вообще никто не рисовал. Помню, когда родители уходили в кино, обязательно покупали мне карандаши или краски, чтобы я не скучал. Порой заготавливали утешительный презент заранее. Наверное, все с этого и началось. Ну а в школе изрисовывал все тетради. Интересовали гуманитарные предметы: история, литература, биология... С точными науками не дружил. Учителя с пониманием относились, и часто во время уроков математики я занимался оформлением школьных стендов. Вот до сих пор без калькулятора никуда!

Далекий северный город стал для Александра Денисова второй родиной. Он приехал в Усть-Илимск из Запорожья в 1987 году. Совершенно случайно. У себя на Украине художник работал в творческой мастерской, реставрировал церкви. За выполненную работу платили в месяц конкретную сумму и не больше. Но работники мастерской так успешно справлялись с заказами, что могли уйти в досрочный отпуск и позволить себе путешествовать по стране. Вот и позвал однажды Александра один из товарищей посмотреть Сибирь.

— Еду из аэропорта: все лес и лес. А друг сказал, что в городе живет, — вспоминает Александр Михайлович, — Невоне каком-то. Опять лес. Такой долгой мне показалась дорога. И только я спросил, да где же этот город, как неожиданно расступились сосны и взору открылся белокаменный и величавый Усть-Илимск! Была ранняя весна...

 Молодежный город пленил украинского хлопца, и уже через месяц был найден вариант жилищного обмена. Год проработал Александр в СМУ-6 художником-оформителем, затем перешел на ЛПК в отдел производственной эстетики. В то время познакомился с такими художниками, как Любовь Каширина, Татьяна Бузина, Нина Королева, Игорь Плотников, супруги Крюковы, Николай Тарасик... С 1993 года Денисов преподает в школе ремесел.

«Исключить за пропаганду враждебного государства...»

Дважды в своей жизни одаренный художник пытался получить высшее образование, но не дано было этой мечте осуществиться. Три года — с 1975-го по 1978-й — Александр учился в Киевском художественном институте им. Тараса Шевченко. Но так случилось, что отчислили парня, не выдав даже документов о неоконченном высшем.

— Стипендии не хватало, вот и решили мы с однокурсниками подзаработать, — откровенно делится мой обаятельный собеседник. — Покупали у белорусов футболки и штамповали на них американских орлов. Хорошо ведь тогда разбирали такие вещи! Вот и отчислили меня с формулировкой «за пропаганду враждебного государства». Потом каждый год приходилось ходить в КГБ отмечаться. Однажды кто-то написал краской на столбе вдоль автотрассы: «Горбачев — предатель!» Меня проверяли в первую очередь, почерк сличали: специальное письмо заставляли под диктовку писать. Иногда шучу по этому поводу: сам себя в Сибирь сослал!

Вторая попытка стать студентом вуза была сделана в 1986 году. А.Денисов поступил в Московский полиграфический институт им. Н.К.Крупской, но в связи с переездом в Усть-Илимск решил перевестись в г. Красноярск. К сожалению, там не оказалось полиграфического факультета.

— У меня тоже нет высшего образования, — подключилась к разговору супруга Александра, Зоя, которая до сей поры с большим вниманием слушала рассказ мужа. — Я считаю, не так это и важно — иметь вузовский диплом. Главное, чтобы рядом был человек, который умел бы разделять дух творчества, оценить и поддерживать дар, данный тебе Богом. Наверное, нам повезло, что судьба нас свела: мы каждый день чему-то учимся друг у друга.

Заслуженный отдых посвятила вязанию

Зоя Михайловна Чутченко родилась и выросла в Восточном Казахстане. Приехала в Усть-Илимск на комсомольскую стройку да так и осталась здесь. За ее плечами 30-летний стаж медицинской сестры. Сейчас Зоя Михайловна находится на заслуженном отдыхе. Но этот жизненный этап она решила посвятить искусству вязания и бисероплетения.

— Я увлекаюсь вязанием с глубокого детства, — рассказывает миловидная хозяюшка, — научила бабушка. У нас в семье все рукодельники: брат умеет и мебель мастерить и зубную коронку поставить. Маме моей 80 лет, а она недавно шторы связала. В школьные годы я дарила на день рождения подругам воротнички и манжеты. Когда стала постарше, захотелось вязать более серьезные вещи. Тогда ниток не было: распускала одеяла, колготки, гамаши... С появлением журналов и ниток в свободной продаже усилилось творческое вдохновение. Сегодня усть-илимская мастерица известна своими работами не только в нашем городе, но и за его пределами. Модели ее вязаной одежды регулярно демонстрируются в московском специализированном журнале. А год назад Зоя Михайловна овладела искусством бисероплетения.

— Совершенно случайно попала мне в руки страница из какой-то книжки, где я увидела колье из бисера, — вспоминает мастерица. — Решила попробовать сделать такое же. Ничего не получилось. Сложила все в коробочку и убрала в дальний уголок. Но однажды на творческой выставке местных умельцев увидела картины Нины Степановны Ирбулатовой, вышитые бисером, и опять загорелась желанием овладеть подобной техникой. Покупала определенную литературу, начинала с детских фенечек. Так шаг за шагом добралась и до «монастырского» шва.

Колье, гарнитуры, броши, пасхальные яйца, картины, украшенные в русском стиле головные уборы — от всей этой красоты просто глаз невозможно оторвать! Безусловно, огромным, кропотливым трудом дается эта божественная красота.

— Могу утром сесть за работу и лишь под вечер встать, — говорит Зоя Михайловна. — Но я привыкла делать одновременно сразу несколько вещей: устану от бисероплетения — берусь за вязание, или наоборот. Честно скажу, художником себя не считаю, я ремесленник, но очень усидчивый и довольно педантичный. Эта черта характера по наследству досталась, ведь корни мои находятся в Германии...

Зоя Михайловна призналась, что без своей половины вряд ли смогла бы творить такие чудеса. Каждый раз о любой новой задумке она рассказывает мужу, и Александр, прочувствовав идею, рисует именно тот эскиз, который был в голове у супруги.

— А еще я не умею проводить прямую линию, — улыбается мастерица, — и с этой просьбой тоже обращаюсь к Саше. Ну а если вопрос встал о сочетании цветов, тут без совета моего любимого художника просто не обойтись! Например, я никогда не думала, что сиреневый цвет может прекрасно смотреться на зеленом фоне. Мнение профессионала для меня очень важно. Саша всегда радуется, когда мной завершается очередная работа. А у меня-то душа поет: неужели я это сделала!

Новая смена художников

Вот такой семейный творческий тандем. Увлечение родителей поддерживают дети, покупая им холсты, багеты, краски, бисер. А две маленькие внучки, глядя на дедушку с бабушкой, уже проявляют неподдельный интерес к искусству. Шестилетняя Олеся хочет научиться вязать, а трехлетней Дашеньке нравится позировать для художественных портретов.

Мы беседуем в уютной кухне, где все сделано руками Александра Михайловича: деревянная полированная мебель, оригинальное решение разместить мойку и плиту... А над теплым домашним очагом парит птица счастья — сувенир известного усть-илимского умельца Виктора Ирбулатова. Так в чем же оно, семейное счастье? Постепенно от темы творческой наш разговор перешел на мотив житейский.

— Главное, не ставить друг другу палки в колеса, — считает Александр, — А по большому счету хранительницей семейного очага всегда считалась женщина. Мужчина — это ведь ленивый обыватель, которого все время необходимо стимулировать. А с этой нелегкой работой может справиться только женщина. К сожалению, понятие о том, что все блага, которые дает семья, надо бережно хранить, приходит порой очень поздно. Счастье — осознать это вовремя. Для меня лично нет ничего лучше, чем знать, что есть свой теплый и уютный уголок, где тебя любят и ждут, принимают таким, какой ты есть.

— У нас с Сашей по второму браку, — делится своим мнением Зоя, — И я поняла, что счастье просто так не дается. Надо многое пережить, прежде чем принять подарок судьбы. Наш союз — это действительно судьба. Кроме творчества много общего нас связывает. К примеру, у нас одинаковые отчества, в один и тот же день родились наши мамы... Я согласна с Сашей, что за крепкой семейной жизнью стоит огромный ежедневный труд, награда за который — взаимопонимание и душевное равновесие. Наверное, это и есть счастье!

На первый взгляд Александр Михайлович и Зоя Михайловна — обыкновенная супружеская пара. Но тот, кто хотя бы раз заглянул в их безусловно духовно богатый мир, непременно найдет в своем сердце свет добра и вдохновения, которым так щедро делятся эти замечательные люди.

Загрузка...