Дикая вишня — символ Нового года

Сразу две выставки на восточную тему открылись в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева — «Новый год по восточному календарю» и произведений известного монгольского художника Ранжил Аюунболда и молодого бурятского скульптора Баира Сундупова.

Экскурсия «Новый год по восточному календарю» специально разрабатывалась для школьников в форме вопросов и ответов, чтобы дети могли сравнить атрибуты нашего Нового года с китайским. И хотя экспозиция представлена из фонда музея, коллекция чуанхуа — вырезок силуэтов из бумаги — представлена впервые. Каждая такая картинка имела свой смысл: например, два персика — пожелание счастья и благополучия в супружеской жизни.

Чуанхуа преподносили в качестве подарков, а также использовали как новогодние украшения: наклеивали на окна своих домов, что создавало праздничную атмосферу.

В Китае есть традиция, сохранившаяся и до наших дней, — вывешивать портреты военачальников по обеим сторонам двери. Согласно легенде, императора по ночам посещали духи и мудрый советник посоветовал ему поставить своих самых лучших воинов у двери. Воины не могли постоянно находиться при императоре, поэтому было решено использовать их изображения в полный рост. Так появились «духи-хранители». Каждый год хозяева дома вывешивали новые картины о воинах.

Символом Нового года в Китае является дикая вишня, поэтому ее изображение можно встретить на многих предметах, например на тарелках. Особое внимание уделялось божествам. На алтарь в Новый год для них выставляли самые лучшие блюда в окружении благовоний.

— Внутрь курильницы в виде бога звезды чинов Лу Синя ставили ароматические палочки, дым которых проходил через 14 отверстий, незаметно проделанных в скульптуре, — рассказывает Елена Кабунова, научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева. — Так создавалось ощущение реального присутствия этого бога.

После того как была отдана дань богам, младшие члены семьи поздравляли старших, а на следующий день начинались хождения в гости, причем вместе с собой китайцы приносили вазу с крышкой, в которую складывали подарки. Детям было принято дарить два апельсина.

Неподалеку от китайских чудес посетители музея знакомятся совсем с другим миром — на выставке молодого бурятского скульптора Баира Сундупова и известного монгольского художника Ранжил Аюунболда. Объединяют этих двух людей тематика, мотивы, энергетика творчества. Оба сохраняют мифы и легенды своей страны.

Впервые в Иркутске Баир Сундупов выставлялся в 2003 году. После этого скульптор показал свои произведения в Париже, Флоренции, Китае.

— С того времени изменилось немногое, — рассказывает Баир Сундупов, — но творческих задумок масса.

Скульптура «Преображение Ямараджи» сделана, как рассказывает ее автор, не по канонам. В черепе быка он увидел человека. В период работы скульптура периодически ломалась, в ней присутствует какая-то таинственная энергетика.

— Мне кажется, что мои произведения живут своей жизнью, — считает скульптор.

Картины Аюунболда выполнены в необычной технике тиснения на коже, традиционной в изобразительном и прикладном искусстве кочевых народов. — Я очень счастлив, что нахожусь в этом городе и выставляю здесь свои картины, — признается Ранжил Аюунболд.

Дополняет колорит выставки музыка в исполнении Баттувшина Тувшо и оркестра бурятских народных инструментов.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments