Байкал: места, куда лучше не соваться

Здравствуй, «Копейка»! Собрался на рыбалку, но от этой затеи отговорила жена — дело дошло до ругани. Говорит, каждый день почти передают, что машины тонут, никуда не поедешь... А мужики с ноября ездят, и ничего. Какая все-таки обстановка сейчас на Байкале? Может, есть статистика опасных мест? Спасибо. Николай (вопрос пришел по электронной почте)

Спасибо, Николай, за вопрос. Тема действительно очень актуальна. Зимняя рыбалка — большая лотерея. Причем лотерея во всех смыслах. Повезло — поймал много рыбы, повезло — вышел со льда без приключений. Буквально на прошлой неделе, как сообщал пресс-центр МЧС по Иркутской области, на Малом море ушел под лед автомобиль «Субару».

Водитель, к счастью, остался жив. По свидетельству очевидцев, на Малом море толщина льда около метра, но при этом в некоторых местах он не превышает и пяти сантиметров. Всему виной термальные воды. Особо осторожным следует быть около островов. Для наглядности мы публикуем карту, где звездочками обозначены самые опасные места, а также репортаж с последних учений спасателей МЧС.

Учебный сбор, или разведка боем

Готовность к проведению поисково-спасательных работ в зимних условиях подтвердили участники специальной тренировки, проведенной в Байкальском ПСО МЧС России. Своеобразная разведка боем прошла на одном из востребованных с точки зрения ЧС зимних маршрутах: Листвянка — Большие Коты.

Узкий таежный распадок Приморского хребта, расширяясь, выходит прямо на байкальский берег. Здесь, в устье речки Большие Коты, расположился одноименный населенный пункт. А совсем рядом другой — тоже Коты, только Малые. Фактически это один поселок. Домов здесь сотни полторы, но постоянных жителей совсем немного, особенно зимой.

К числу отдаленных поселок отнести можно лишь условно — до Листвянки всего 18 километров. Но отсутствие дорог делает его труднодоступным. Летом транспортная проблема решается по воде: катер, моторка — и через несколько минут вы оказываетесь в самом оживленном месте Байкала. Можно прогуляться и пешком, через хребет. Занимает такое путешествие часа четыре и под силу далеко не каждому. Зимой самый простой и близкий путь — по байкальскому льду. На этом-то пути зачастую и оказываются жители поселка и многочисленные гости в чрезвычайных ситуациях. Ежегодно проваливаются под лед автомобили, гибнут люди.

Для спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда маршрут этот давно «пристрелян». Кажется, с закрытыми глазами пройти можно. Только вот сама природа распорядилась так, что каждый раз, отправляясь в путь, не знаешь, с чем придется столкнуться.

Учебный сбор проходил в обстановке, приближенной к реальной ЧС. В расчетное время нужно завести и прогреть двигатели, выдвинуться в указанное место. В Большие Коты решено пройти двумя группами. Одна, на снегоходах, через горы, другая, с использованием судна на воздушной подушке «Марс» и аэробот «Пантера», — по льду озера.

— Такой учебно-тренировочный сбор преследует сразу несколько целей, — рассказывает заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Виктор Гулевич. — Во-первых, спасатели восстанавливают навыки управления техникой. Во-вторых, проверяется сама техника. И в-третьих, мы проводим разведку реального, востребованного маршрута.

...«Марс», подняв снежное облако, медленно покидает бухту в Николе. Чтобы сократить время, спасатель первого класса Дмитрий Антипьев принимает решение пройти напрямую по открытой воде Ангары до кромки ледяного поля в Листвянке. Мороз стоит под тридцать градусов, и потому над ангарской водой поднимается густая пелена тумана. Брызги, поднятые винтами, мгновенно превращаются в лед, который тут же толстым слоем залепляет окна, и главное — лобовое стекло. Видимость — ноль.

— Вот вам и первый урок, — обращается Антипьев к ребятам, — такую ситуацию всегда надо иметь в виду, когда мы в мороз выходим на открытую воду.

Антипьев сбавляет скорость. Ориентироваться приходится только по приборам. Информационно-навигационная система «Луч», внедренная в Байкальском отряде, позволяет даже в условиях полного отсутствия видимости продолжать движение. Самое трудное здесь — грамотно выйти на лед. Кромку его приборы, к сожалению, не показывают. И только чутье и опыт помогают определиться в этом молоке сплошного тумана.

Антипьев увеличивает обороты двигателя, и «Марс», чуть вздрогнув, оказывается на льду. Еще несколько десятков метров вперед — и остановка. Теперь надо освободить машину от намерзшего льда.

Процедура эта примитивна до безобразия, но совершенно необходима. Потому что зима в России, и особенно в Сибири, — явление редкое и неожиданное, и создатели отечественной техники никак с этим справиться не могут. Это вот итальянцам удалось изобрести печку для «Фиата-124» — любимых наших классических «Жигулей», — которая через пять минут делает из салона сауну и мгновенно оттаивает стекла в любой мороз. А «Марс» — машина особая! Здесь не до импортных финтифлюшек... Есть скребок да молоток, и действуйте, спасатели!

Аэробот «Пантера» с водной преградой справился с меньшими потерями. Хотя с точки зрения получения навыков управления и в этом случае опыт пригодился. Ровное заснеженное ледовое поле неожиданно быстро кончилось. Впереди, прямо перед нами, широкая полоса торосов. Такое здесь бывает нечасто: лед еще только становился, толщина его была всего сантиметров пять-семь, когда сильный ветер и шторм разорвали этот тонкий покров, превратив гладкую поверхность в искрящиеся на солнце колючие шипы, торчащие местами до полуметра в высоту.

Двигаться по этим колючкам ни на «Марсе», ни на аэроботе нельзя. Спасатели разворачиваются, ищут возможность обойти торосы. Метрах в трехстах нашли подходящее место. Но нужно сделать проход по ширине «Марса». В ход снова идут молотки... Спасатели меняются за штурвалами обоих судов. В сложной обстановке должны уметь управлять техникой все.

Преодолевая участки торосов, подходим вплотную к берегу. Здесь ледовое покрытие ровнее. А автомобильные следы говорят о том, что Большие Коты стали уже вполне доступны, несмотря на то что каждый год спасатели достают здесь машины из-подо льда...

— Людей невозможно остановить. В прошлом году вот там, за мысом, джип ушел на глубину 94 метра, вместе с водителем...

И словно в подтверждение слов Антипьева, из-за поворота появляется старый японский пикап с колесами а-ля «бигфут». Увидев спасателей, водитель прямо по торосам уходит подальше от глаз... Жизнь продолжается!

По радиосвязи оперативный дежурный сообщил, что наземная группа на снегоходах уже дожидается нас в Больших Котах. А еще через несколько минут к нам подъехал руководитель сборов — заместитель начальника поисково-спасательной службы Байкальского отряда Виталий Тихонов.

— Дальше на «Марсе» и аэроботе не пройти. Кругом сплошные торосы. Снегоход чуть не угробил, пока проход нашел.

Следом за Виталием подтянулась и остальная группа еще на трех снегоходах. Спасатели поменялись местами: теперь те, кто добрался до точки назначению по горной тропе, будут возвращаться по Байкалу, а мои спутники сядут на снегоходы.

А пока объявляется перерыв на обед. С костром, прямо на берегу!

Подробную карту смотрите в бумажной версии газеты "Копейка".

Подготовил Борис Слепнев. Свои вопросы вы можете задать по телефону 27-28-27 или по электронной почте: boriss@pressa.irk.ru

Метки:
baikalpress_id:  34 565