Прокопьева Пана — ночная ведьма

Наша землячка, летчица 46-го Таманского женского авиационного полка, наводившего страх на немцев, сгорела в небе

На здании Черемховского педагогического колледжа есть мемориальная доска с именем и фотографией Паны Прокопьевой. Здесь в 30-е годы работала учителем начальных классов будущая отважная летчица 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка. Пана Прокопьева мечтала о небе. Училась в Черемховском педучилище и ходила в аэроклуб. Когда началась Великая Отечественная война, Пана потребовала отправить ее на фронт. Ее желание бомбить фашистских захватчиков исполнилось только в 1943 году. А в ночь на 9 мая 1944-го самолет Паны Прокопьевой был сбит. Отважная летчица погибла.

Между артисткой и физкультурницей

Пана Прокопьева родилась 23 октября 1919 года в крестьянской семье в селе Березняки Нижнеилимского района Иркутской губернии. Девочка училась в Нижнеилимской школе, была активисткой, отличницей, в шестом классе вступила в комсомол. Окончив семилетку, Пана уехала в Черемхово поступать в педагогическое училище, последовав примеру своей самой близкой подруги Фаины Перфильевой.

Еще в школе Пана вела дневники. В них она писала: «Хочу быть артисткой или физкультурницей. Но чувствую, что буду учительницей или прокурором». Современники вспоминают Пану как очень упорную девушку с короткой мальчишеской стрижкой, способную поддержать в трудную минуту и резко отчитать на комсомольском собрании. Такой звездочке предсказывали быстрый карьерный рост по комсомольско-партийной линии. Но судьба распорядилась иначе.

В 1938 году впервые в нашей стране трем женщинам присвоили звание Героя Советского Союза. Ими стали летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, совершившие первый беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». Из столицы женщины вылетели 24 сентября.

Летчицам пришлось бороться с обледенением самолета, у них вышла из строя рация, во время полета над Байкалом из-за густой облачности они шли практически вслепую. 25 сентября в 10 часов по московскому времени, когда самолет шел над озерами реки Амгуни, у них закончилось горючее. Вынужденная посадка на брюхо закончилась благополучно. Полет продолжался 26 часов 29 минут.

Разыскали летчиц только 3 октября, и еще несколько дней спасатели выводили их через тайгу. В Москву отважные женщины возвращались из Хабаровска на специальном поезде, увитом цветами. По всему пути следования их встречали толпы людей. На станциях гремели оркестры, летчицы выступали на митингах.

В Черемхово среди встречающих была и Пана. После знакомства с летчицами (самой старшей, Гризодубовой, было всего 26 лет) она буквально заболела небом. Пана стала ходить в Черемховский аэроклуб. Упорная девушка сначала прыгала с парашютом, а уже через 8 месяцев впервые села за штурвал самолета и совершила свой первый полет.

Окончив педагогическое училище, Пана осталась работать учительницей начальных классов в черемховской школе № 25. Вскоре молодому педагогу выдали удостоверение летчика-инструктора и направление в школу штурманов в Херсон. Такую возможность девушка упускать не стала. По окончании школы Пана вернулась в свою школу № 25. Потом уехала в Иркутск, работала инструктором обкома комсомола.

Путевка в героический полк

Когда началась война, летчица пошла в военкомат, требуя, чтобы ее отправили на фронт. Но ценному кадру нашли другое применение: девушку командировали в Монголию — обучать летчиков для фронта и перевозить гражданские грузы. В начале 1943 года Пана Прокопьева узнала о том, что есть такой 46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк, который сражается на фронте. А она тут сидит!

Политика советского государства — равноправие мужчин и женщин — сыграла решающую роль. Идеи эмансипации были особенно популярны в молодежной среде. Молодые, горячие девушки стремились изо всех сил доказать, что могут делать все не хуже мужчин — и на самолетах летать, и воевать.

Пана не смогла оставаться в тылу, когда ее коллеги воевали за свою родину. Она написала письмо Марине Расковой — летчице, создавшей полк. Уже весной ей пришел вызов из полка «ночных ведьм» и направление на фронт. У-2, на которых воевал 46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк, — тихоходные, фанерные самолетики. Вооружение — 200—250 килограммов бомб. Ни пулеметов, ни пушек на машинах не было, только пистолет у летчицы и ракетница у штурмана.

Советские летчицы каждую ночь вылетали к позициям немецко-фашистских войск, сбрасывая на головы врага смертоносный груз. Увидеть в темноте подлетавшие маленькие самолеты было практически невозможно, а отважным летчицам хватало одного маленького огонька от сигареты часового, чтобы обнаружить вражеские позиции. Полет продолжался всего около часа, этого времени было достаточно, чтобы долететь до цели, сбросить бомбы и вернуться домой. Летом за одну ночь девушки успевали сделать по 5—6 боевых вылетов, а зимой — по 10—12.

Фашисты прозвали летчиц 46-го гвардейского полка «ночными ведьмами». Их боялись и одновременно уважали. Немецкое командование даже обещало каждому, кто собьет самолетик «ведьм», Железный крест. Страшные для врага, советские летчицы на самом деле были хрупкими девушками, которым все приходилось делать самим, например подвешивать авиабомбы весом 50—100 килограммов каждая.

Зачастую на морозе руки прилипали к металлическим стабилизаторам и куски кожи так и оставались на бомбах. Работать в рукавицах было неловко, а старший техник эскадрильи по вооружению Лидия Гогина, видя, что от боли у некоторых капают слезы, спокойно говорила: «Ничего девчата, немцам от наших «подарочков» только хуже будет!»

Последнее письмо с фронта

Лето 1943 года стало для женщин 46-го гвардейского полка одним из самых трудных. Летчицы сражались на Кубани, на так называемой голубой линии. После победы под Сталинградом наши войска начали наступление. На Северном Кавказе фашисты создали хорошо укрепленную полосу обороны от Черного до Азовского моря. Задачу прорвать линию обороны выполняли и летчицы Таманского полка.

Вспоминает летчица Ольга Филипповна Яковлева:

— Самая страшная ночь для полка случилась на 1 августа 1943 года. Мы подготовили самолеты и стали наблюдать, как экипажи один за другим уходили на цели. Погода безоблачная, и в ночном небе все отлично просматривалось. Тогда одни экипажи должны были вызвать на себя огонь вражеских зенитных батарей, а другие — бомбить артиллерийские позиции работающих зениток противника.

«Голубая линия» была действительно голубой от света множества прожекторов. В один момент прожекторы поймали наш самолет, повели, но... обычного обстрела с земли нет. Все, кто был на старте, не отрывая взгляда, следили за тем, что происходило в воздухе. Неожиданно пойманный лучами прожекторов самолет загорелся и пошел к земле. У нас вырвался крик отчаяния. Горят!!! Через несколько минут такая же трагедия — горит другой самолет, потом еще и еще...

Последнее письмо с фронта Пана Прокопьева отправила 24 марта 1944 года. Наша землячка погибла ровно за год до окончания войны. В ночь на 9 мая Пана и ее напарница Евгения Руднева вылетали бомбить стратегический объект в поселке Булганак под Керчью и с задания не вернулись — на обратном пути их поймали прожекторы немецкой зенитной батареи. Самолет был сбит. Через три месяца комиссар полка Евдокия Рачкевич написала матери Паны: «Ваша дочь погибла за Родину. Хоронить ее нам не пришлось. Она сгорела вместе с Женей Рудневой, и ветер развеял их пепел».

Пана и Женя числились пропавшими без вести. После войны Евдокия Рачкевич искала их двадцать лет. Что произошло в ночь на 9 мая 1944 года, удалось установить только в 1966 году. Выяснилось, что самолет девушек был сбит над Керчью. Пана сгорела в машине, а Женю отбросило на несколько метров. Жители города обнаружили в самолете только сапоги большого размера, решили, что это мужчина, и захоронили девушку как неизвестного солдата в братской могиле. А Женю похоронили в парке имени Ленина.

Именем Паны Прокопьевой были названы улицы в Керчи и поселке Березняки Нижнеилимского района. На здании Черемховского педколледжа установлена мемориальная доска с именем и фотографией героини.

Справка «Копейки»

За три года войны летчицы 46-го гвардейского Таманского авиационного женского полка совершили 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага 3000 тонн бомбового груза (по тем временам — около ста вагонов). В полку — 23 Героя Советского Союза (из них 5 получили это звание посмертно), два Героя России и один Герой Республики Казахстан.

С боями полк прошел от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа, Кубань, Таманский полуостров и Крым с наступающими фронтами через Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и встретил победу севернее Берлина. Ни в нашей армии, ни в какой другой армии мира таких авиационных полков больше не было. Всего за годы войны в полку погибло 32 девушки. В 1981 году в СССР о подвигах летчиц был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы».

Метки:
baikalpress_id:  8 802