Маршрутки должны тихо исчезнуть

Об этом заявили власти Иркутска — а что скажет народ?

Резкий скачок цены проезда в муниципальном транспорте вызвал, мягко говоря, неодобрительную реакцию у горожан. Если за относительный комфорт в маршрутных такси пассажиры привыкли выкладывать по десятке, то платить столько же за проезд в троллейбусе, трамвае или холодном автобусе уже не хочется. Чиновники утверждают, что тариф 10 рублей обоснован экономически. Кроме того, нам придется постепенно отвыкать от маршруток — на смену им придут большие, вместительные автобусы.

— Любое предприятие должно зарабатывать деньги, — объяснил первый заместитель мэра, председатель комитета по жилищно-коммунальной политике администрации города Иркутска Олег Шандрук. — В администрации Иркутска существует программа поддержки муниципального пассажирского транспорта на территории города, по ней в 2007 году мы вложили в муниципальные предприятия Иркутскавтотранс и Иркутскгорэлектротранс более 71 миллиона рублей, на 2008-й запланировано еще 70 миллионов. Помощь заключается в чем: покупаем транспорт, приобрели оборудование для модернизации троллейбусов, обновляем трамвайные рельсы, например.

А вот на заработную плату, на поддержание транспорта в порядке, на все коммунальные нужды предприятия должны зарабатывать сами; заботиться, чтобы в трамваях, троллейбусах и автобусах было тепло тоже в компетенции руководителя предприятия. Вырос предельный тариф на два рубля, он экономически обоснован: такова себестоимость проезда, это с учетом стоимости бензина в прошлом году, плюс запчасти, плюс резина.

Тариф на проезд в муниципальном транспорте устанавливают сроком на 1 год, и в течение этого срока изменять его нельзя. Предельный тариф — это максимальная планка, выше которой поднимать цены на проезд никто не имеет права, а вот брать с пассажиров меньше — пожалуйста. В прошлом году так и было — предельный тариф составлял 8 рублей, а ездили мы за шесть.

Частные перевозчики тоже рады бы поднять цены. Чтобы брать с пассажиров больше, они должны обосновать тарифы перед областным комитетом цен, доказать необходимость их повышения, подтвердить свои доходы и расходы. Пока частникам этого сделать не удалось. Тарифы на муниципальный транспорт устанавливает комитет по экономике и финансам городской администрации.

— В Иркутске слишком много маленьких маршруток, просто забивающих дороги, — считает Олег Шандрук. — Постепенно мы перейдем на автобусы большой вместимости, а длинные «экскурсионные» маршруты уберем совсем, например Университетский — Зеленый.

Тем не менее самым популярным транспортом все же остаются маршрутные такси.

— Мы к ним просто привыкли, — считает Олег Шандрук. — Надо привыкать к автобусам. Мы весной в Университетском эксперимент провели. Приехали с Анатолием Ивановичем Чугаевым, директором минуципального унитарного предприятия Иркутскавтотранс, пригнали 4 больших, новых, красивых автобуса на основные направления. Так никто в эти автобусы не сел! Люди ждали маршрутных такси. А маршрутки должны тихо исчезнуть из города, их заменят большие автобусы. Наступит время, когда на своих личных машинах мы не сможем проехать в центр города. Ведь все существующие маршруты транспорта идут через центр! Общественный транспорт должен иметь приоритет, иначе он так и будет стоять колом.

Сколько в Иркутске муниципального транспорта: ежедневно на линию выходят 37 трамваев, 45 троллейбусов, 130 муниципальных автобусов. Как обновился транспортный парк: в 2007-м городская администрация купила 21 автобус «Аврора» и перед Новым годом еще 4 больших МАЗа. В Иркутске подобной техники раньше не было: низкопольные автобусы оборудованы специальной выдвижной площадкой, для того чтобы в транспорт смогли въезжать инвалиды на колясках.

Кроме того, автобус способен опускаться ближе к земле — чтобы пассажирам удобнее было входить или въезжать. В 2008 году мэрия планирует закупить еще 8 автобусов большой вместимости — и потратить на них 25 миллионов рублей — и 6 троллейбусов (обойдутся в 31 миллион).

Метки:
baikalpress_id:  8 769