Медведь должен быть похож на зятя

К Новому году иркутская ребятня получила подарок – книгу сказок «Заветная мечта»

Иркутским девчонкам и мальчишкам повезло: накануне Нового года у них появилась вторая книга сказок о родном городе, с милыми персонажами. Автор книги — Юрий Баранов, оригинальных героев нарисовал Денис Серков. У доброй девочки Таси, кота Баюна, забавного Хихишки и других персонажей есть все шансы стать такими же популярными героями, как кот Леопольд, Матроскин или советский Винни Пух. Создатели новых образов — и писатель, и художник — живут в Иркутске. Кстати, в декабре прошлого года «Копейка» стала своего рода стартовой площадкой для публикации первой книги Юрия Баранова — «Тайны Тихвинской площади». Вторая называется «Заветная мечта».

Автор иллюстраций к книгам Юрия Баранова, Денис Серков, — художник, дизайнер. Сам о себе говорит, что он фрилансер — свободный художник: берет заказы и выполняет их на дому.

— Денис, а как вы с Юрием Барановым нашли друг друга? Как сказочник встретился с художником?

— В прошлом году Юрий Иванович искал художника для иллюстрации первой книги — «Тайна Тихвинской площади» — и обратился к Андрею Разгуляеву, а Андрей, знавший мои работы, предложил ему меня. Мы сработались, поэтому персонажей второй книги рисовал тоже я.

Основная моя работа — разработка фирменного стиля, рекламных проспектов, буклетов. А вот подобное рисование — это для души. Оно почти не востребовано в нашем городе, прожить на эти заработки невозможно, поэтому я и занимаюсь дизайном.

— Перед началом работы Юрий Иванович объяснял, какими он видит своих героев?

— Нет. Он дал мне прочитать сказку. А я сразу принялся рисовать. С Юрием Ивановичем было легко работать, мы нашли общий язык. Уже по ходу он говорил: вот этот персонаж удался, а вот с этим я не согласен. Вот, например, Хихишка. Изначально он был другой — тоже круглый, но с маленькими, широко расставленными глазами и голливудским оскалом. Юрий Иванович попросил сделать его другим. Сделал. Детям этот Хихишка очень нравится, хотя мои знакомые больше умилялись над первым вариантом, потому что он более сатиричный, а этот такой... дурковатый.

С Медвежуткой тоже вышло забавно. Он у меня никак не получался таким, каким его хотел видеть Юрий Иванович. Закончилось тем, что он принес мне фотографии своего зятя и сказал, что медведь должен быть похож на него. Тогда я достал свой первый рисунок и увидел, что в общем он уже похож на зятя — в таких же очках и голова кучерявая. Тогда я подработал рисунок в этом направлении.

Настоящую Тасю (так зовут внучку Юрия Ивановича, она старшеклассница) я увидел, когда нарисованная была готова. А моя Тася похожа на мою любимую девушку. Не сказать, что она копия, но какие-то детали и настроения я передал. И знакомые наши сразу замечают сходство. Правда, девушка отнекивается — говорит: «Это не я вовсе»...

Знаете, наверное, не так важно, чтобы персонажи нравились мне или Юрию Ивановичу, а чтобы они были интересны и востребованы детьми. Хихишка уже кумир. Девочкам больше всего нравится Тася, а мне лично — кот Баюн. Он такой скорее взрослый, у него своя пластика, своеобразная.

— Как вам удалось придумать его таким? Ваши персонажи ни на кого не похожи, оригинальны сами по себе. Откуда такие образы?

— Я вырос на американских и европейских мультиках, которые просто пестрят различными персонажами. В советских они тоже есть, конечно, но в западных их гораздо больше, красочных и ярких. Примеров для подражания достаточно. А вообще я нарисовал так, как хотел бы, чтобы для меня в детстве рисовали. Ведь тогда было много изданий, адресованных детям, но мне лично совершенно не интересных. И даже мультики.

Например, гениальность «Ежика в тумане» я осознал, только когда получил образование и стал взрослым человеком. А когда я был маленьким, я смотрел этот мультик и очень расстраивался. Почему? Ну вот я пришел с прогулки, а по телевизору в очередной раз показывают «Ежика». Я его еще в прошлый не понял совершенно и даже чуть не заплакал по этому поводу! И снова смотрю и не понимаю.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы персонажи родились в голове и появились на бумаге?

— Над первой книгой в прошлом году я работал меньше двух месяцев и одновременно выполнял еще кучу заказов. Нынче я занимался только второй книгой, причем рисовал персонажей вручную — гуашь, акварель, а потом довел до ума на компьютере. Я просто давно не рисовал руками, все мышь да клавиатура, хотелось даже проверить, не утратил ли я свои способности: в компьютере проще, все редактируется, а когда рисуешь кистью, права на ошибку нет. Если что-то хорошенько испортил — либо все нужно перекрашивать, либо снова начинать. Поэтому для меня ценность компьютерной работы гораздо ниже, чем сделанной вручную.

— А когда Денис Серков впервые взял в руки краски?

— Рисовать начал в детстве. И знаете, я еще тогда решил, что стану художником. Только раньше я хотел стать художником-аниматором, а нужного образования получить не смог бы — ехать в Москву денег не было. Поэтому окончил наше Иркутское художественное училище.

А в школе я плохо учился. Меня это ничуть не огорчало, зато огорчало мою маму. Я знал, что физика и химия мне никогда не пригодятся. Я сидел в среднем ряду на второй парте и нагло рисовал на обратной стороне тетради. Учителя сначала возмущались, взывали к моей совести, а потом рукой махнули — мол, сидит и пусть сидит. Как-то на физике мне говорят: Денис, надо сделать двигатель внутреннего сгорания. Я взял ватман, все в деталях нарисовал, и мне поставили пятерку. В старших классах учителя окончательно убедились, что в школе я просто сижу, чтобы корочки получить, отнеслись с пониманием и не трогали особенно.

— А в художественной школе вы учились?

— В художественную школу мои родственники пытались засунуть меня еще в детстве. Я упирался и кричал, что я уже умею рисовать, я просто маленький гений и учить меня — только портить. Так и не пошел. А в шестом классе мы с другом Андреем, который тоже увлекался рисованием, вдруг решили поступить в художественную школу.

Собрались, сообщили родителям и пошли. У нас был почему-то всего один вступительный экзамен. Поставили незамысловатый натюрморт — коричневую бутылку и яблочко, — дали листы бумаги и засекли время. Я нарисовал бутылку, яблоко, открываю краски — смотрю, а коричневый цвет закончился. Запаниковал — я на важном экзамене, а нужной краски нет! Эту бутылку я кое-как оттенками синего, зеленого и бордового написал, но зато там я совершенно отчетливо понял, что учиться-то надо.

— Скажите, а иллюстрации к сказкам вам раньше приходилось рисовать? — Нет, к сказкам в книге — в первый раз. В театре кукол оформлял сказку «Улыбка клоуна». Со сказками мне нравится работать — душа отдыхает.

*** Сегодня, 26 декабря, у Дениса Серкова день рождения: художнику исполняется 25 лет. Поздравляем!

Метки:
baikalpress_id:  8 690