Из миллиона стежков

Частичка закрытой Кореи в Иркутске. В студии областного краеведческого музея проходит экзотическая выставка северокорейского искусства. Более 80 работ — диковинные, вышитые вручную «вечные» картины, которые не меняют свой цвет и не стареют, шкатулки и вазы из нежного фарфора, панно, искусно инкрустированные перламутром. Все это похоже на восточную сказку.

Бледно-голубые, белые оттенки. Спокойные и в то же время загадочные цвета. На картинах летают воробьи и дрозды — любимые и почитаемые птицы корейцев: они, совсем как соловьи у японцев, означают свободу. Цветут абрикосовые деревья, благоухают цветки лотоса, побеждают друг друга в схватке огнедышащие драконы. И, только приблизившись к полотнам, понимаешь — они не нарисованы, это вышивка! Невероятно!

Изображение складывается из тысяч, нет, из миллионов стежков. Все настолько аккуратно, филигранно, что хочется подойти и потрогать эту гладь. Мой восторг от интересного рассказа подкрепляют организаторы выставки — Че Пон Сон и Тин Кин Хи. Эти молодые женщины, по совместительству еще и авторы картин и панно, работают в технике росписи по шелку, вышивки. И знают цену этому невероятно красивому, но нелегкому мастерству.

— На изготовление таких полотен уходят месяцы, на учебу — годы, — рассказывает Тин Кин Хи. — Для этого корейские девочки и женщины со всей страны чучхе (северокорейская идеология, призывающая нацию жить только опираясь на свои силы, знания и ресурсы. — Авт.) приезжают в Пхеньян. Только там можно научиться вышивать по шелку. Первая ступень обучения — кружки, потом университет. Техника рукоделия очень сложная, она передается из поколения в поколение. Уже много веков ею украшают костюмы сановников, их жен, предметы интерьера.

 Используется гамма из 25 цветов и очень-очень тоненькие иголочки. Не все, конечно, становятся именитыми художниками, но элементарные принципы мастерства знают, пожалуй, все женщины в Корее. Кстати, многие иркутяне не верили: говорили, что вышивка все-таки машинная. Если перевернуть картину, вы увидите множество аккуратных узелков с изнанки. Конечно, это ручная работа.

Почти на всех картинах запечатлена природа. Цветущие абрикосовые сады — этот мотив как минимум на пяти полотнах. Пейзажи доминируют и в другой технике: невооруженным глазом трудно заметить, что композиция выполнена из цветных раковин моллюсков, самоцветов и морского песка. Вам кажется, что это гобелен, а изображение сложено из мельчайших ракушек! Есть работы, сделанные из каменной муки (драгоценные и полудрагоценные камни размельчают в специальной ступке).

— Такая мозаика не выцветает и не стареет, потому и носит название манненхва, что в переводе означает «вечная картина», — просвещает Тин Кин Хи. — Сначала художники долго и кропотливо подбирают ракушки, а потом так же долго работают. Тысячи панцирей тихоокеанских улиток уходят на одну репродукцию. Причем размер каждого панциря не больше 1—2 миллиметров. Часто у картины несколько авторов — это объясняется тем, что процесс ее создания очень сложен. Кто-то по цвету подбирает морские ракушки, кто-то вываривает их в масле — от температуры кипячения зависит цвет; кто-то складывает мозаику. Общими усилиями получается шедевр.

Че Пон Сон отмечает, что на выставке у нее есть любимые экспонаты — картина с изображением тюльпанов и священная гора, которая находится в Корее. А ее собственные работы, выполненные в технике вышивки, уже проданы. Интересуюсь у художницы, где она черпает вдохновение.

Она смеется:

— Весной, когда расцветают деревья, и осенью, когда выпадает первый снег, — тогда я бросаю все дела и уезжаю «ловить момент». Это удивительно завораживающая красота! Кстати, зима у нас такая же мягкая, как сегодня погода в вашем городе (в тот день за окнами валил снег и было всего минус четыре. — Авт.).

И наконец, заключительная часть экспозиции — изделия из фарфора. Надо отметить, что фарфор Кореи имеет многовековую традицию. — Его отличают изящная форма, орнаменты и нежные цвета — фисташковый, голубовато-зеленый, — Тин Кин Хи показывает вазы. — В последнее время изделия из фарфора инкрустируют жемчугом и мельчайшими раковинами моллюсков.

Многие из работ, о которых говорили организаторы, уже проданы. Неповторимость искусства Страны утренней свежести (как называют свою родину жители Северной Кореи) пришлась иркутянам по душе. Быть может, за стремление к гармонии или почти молитвенное отношение к природе. А может, за спокойствие и умиротворение, которое охватывает после увиденного.

Метки:
baikalpress_id:  34 160