Приданое на уроках ремесла

Ученики вальдорфской школы могут не только писать сочинения и решать уравнения и задачи на уроках физики и математики, но и прясть, вязать, вышивать, а с недавнего времени и ткать.

21 ноября 2007 года в школе был праздник — открытие ткацкой мастерской. После торжественного разрезания красной ленточки, которое доверили Галине Яковлевне Березиной, председателю ассоциации мастеров народного промысла «Оникс», гости оказались в настоящей ткацкой мастерской.

 Все приглашенные на праздник — старшеклассники, пятиклашки, одетые в русские народные костюмы, учителя и родители — смогли попробовать себя в качестве ткача, научились чесать и прясть шерсть, рассмотреть и примерить сумки и пояса, сотканные учениками этой школы.

Азы ручного ткачества начинают постигать в 4-м классе. Причем, прежде чем начать ткать, дети водят хороводы, проходят змейкой, перестраиваются в пары и тройки, то есть своим собственным движением имитируют процесс переплетения ниток при ткачестве. Потом начинается очень непростая для малышей работа — натяжение основы и первые опыты переплетения цветных шерстяных ниток. Многие их работы стали украшением выставки во вновь открытой мастерской.

Ученики старших классов осваивают механизмы, упрощающие и ускоряющие процесс ткачества. Два года назад в школе появилась прялка, которую без единого гвоздя смастерил ученик 9-го класса. В начале 2007 года школа приняла в подарок первый ткацкий станок. Это произошло при поддержке ассоциации мастеров народного промысла «Оникс» и Общественной палаты Российской Федерации.

Второй ткацкий станок появился буквально несколько дней назад, и сразу же на нем закипела работа. Ученики 11-го класса выполнили самую трудоемкую работу — зарядили основу. Сейчас на нем работает Алена Горелова, она задумала соткать рушник. Пока работа в самом начале — еще рождается узор будущего изделия, осваиваются новые виды плетения, но работает Алена с удовольствием.

В день открытия мастерской произошло знаковое для любой рукодельницы событие: тожественно сняли со станка тканую дорожку, над которой Люда Плотникова, ученица 11-го класса, трудилась два с половиной месяца.

— В прошлом году мы только учились работать на станке, все по очереди выполняли разные работы, — рассказывает Людмила, — и даже соткали несколько половиков. Это произошло быстро, так как работали с разрезанной на полоски тканью. В ход шла старая одежда, от которой с удовольствием избавлялись наши мамы.

С нового учебного года одиннадцатиклассница решила взяться за более сложное — работать тонкими шерстяными нитками, да еще и узор выткать. — Работала я по три часа в неделю, только на уроках ремесла. Всем было интересно, все мне помогали, в процессе работы придумывались узоры, — вспоминает школьница.

Самое трудное, убеждают девчонки, это начало работы, от правильного натяжения основы зависит не только красота и качество, но и просто возможность ткать. А дальше все как по маслу: раз-два, спрессовали, и так далее. Можно даже разговаривать или думать о чем-то своем, руки все сами выполняют.

— Этот коврик станет семейной реликвией, я его ни за что никому не отдам и не продам! Может, следующие работы и смогу кому-нибудь подарить, а этот — нет. В сундук положу, как раньше приданое девушки себе готовили, мы тоже можем это делать. Главное — желание, — смеется Людмила.

Метки:
baikalpress_id:  34 448