Стародумов — сказочник

Признание пришло к автору знаменитой «Омулевой бочки», когда ему было почти 70 лет

До сих пор многие жители Иркутска II и работники Иркутского авиазавода помнят бородатого дедушку с добрыми глазами — Василия Пантелеймоновича Стародумова. Этот талантливый сибиряк был актером, прекрасно рисовал, занимался графикой, писал стихи, пародии, романы, рассказы и, конечно же, байкальские сказки. Каждый из нас держал в руках потрепанную книжицу с легендами о грозном Байкале и красавице Ангаре.

— Как приятно было встретить его, поздороваться и покалякать о том о сем!.. Сколько дружелюбия, сколько азарта, сколько неподдельного, искреннего восторга проявлял он при встрече со знакомым человеком! — вспоминает Василий Владимирович Гинкулов, член литературного объединения «Парус». — Прежде всего Василий Пантелеймонович разражался громким басовитым хохотом, широко взмахивал своей короткой рукой, крепко-крепко жал руку собеседнику, затем подчеркнуто вежливо и церемонно, словно на дипломатическом приеме, заглядывал снизу вверх в глаза, спрашивал деловито и серьезно: «Ну и как оно? Что новенького?»

Василий Стародумов родился 26 декабря 1907 года в семье слесаря-железнодорожника на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный). Он учился во втором классе, когда начались события 1917-го. До жителей Иркутска II доносились выстрелы защитников Белого дома. Вася переживал революцию как праздник, потому что занятий в школе не было. «Помню, сбросили портреты Романовых, нацепили на себя красные бантики и ходили с красными знаменами по улицам, напевая: «Отречемся от старого мира...» — вспоминал Стародумов. Тогда же он получил в награду от учителя русского языка и литературы книгу Льва Толстого за первое стихотворение.

Не в бровь, а в глаз

Окончив семилетку, устроился на железную дорогу чернорабочим в вагонное депо. В том же 1925 году стал внештатным сотрудником газеты «Власть труда». Затем последовала служба и публикация стихов в армейской газете. После демобилизации работал актером в иркутском ТРАМе (театре рабочей молодежи), потом художником и руководителем драмкружка на строившемся авиазаводе. Актером был видным — переиграл множество ролей. В его послужном списке значились пьесы Островского, Пушкина, Мдивани.

В канун Великой Отечественной войны сыграл роль Гитлера в небольшой пьесе-агитке. С появлением на заводе многотиражки Василий Пантелеймонович стал ее бессменным ответственным секретарем вплоть до ухода на пенсию. Приходили и уходили журналисты, менялись редакторы, а пост ответсекретаря всегда занимал один и тот же человек. Он способен был в одиночку выпустить номер, если вдруг все сотрудники заболели или разъехались. Сам и журналистом работал, помещал свои материалы под рубриками «Не в бровь, а в глаз», «На острие ножа». Писал в жанре фельетона, с карикатурами и язвительными стишками.

После войны на страницах газеты появилась фигура человека в шапке горца, сидящего на белой лошади. В руке он держал ручку с пером вместо копья. Это был Илья Бомбей — детище Стародумова, его второе имя. Критика писателя была острой, броской и действенной. Ему на глаза боялись попасться лентяи, разгильдяи, бракоделы.

Тяжелая проза

В 1933 году Стародумов организовал на заводе литературное объединение (ныне литературный клуб «Парус»). В этом же году получил удостоверение члена Союза советских писателей Восточной Сибири. Стихи Василий Пантелеймонович писал легко, играючи. Он печатался во многих сибирских литературных журналах того времени — в «Новой Сибири», «Будущей Сибири», «Ударнике», в альманахе «Стремительные годы». В содружестве с композитором Беловым написал около 20 песен, вошедших в сборники «Песни родного края», «Иркутские песни», «Сибирь поет». Его песни исполнялись многими самодеятельными коллективами, звучали по Всесоюзному радио и телевидению.

А вот художественная проза давалась ему труднее. Видимо, сказывался спешный журналистский ритм. В течение долгих 35 лет трудился он над историческим романом «Избушка на Байкале» — о революции в Сибири. Однако ни местное, ни другие издательства его не приняли. Ему предлагали услуги по доработке и соавторству, но Стародумову такие предложения казались оскорбительными и он категорически от них отказывался.

Сказки дали сибирскому писателю пропуск в большую литературу. Во всем мире насчитывается не так уж много сказочников, не говоря уж о России. «Жанр этот труден, весьма специфичен. Редко кто из пишущей братии дерзает писать для детей: это значительно труднее, чем для взрослых. Сказочник должен быть по натуре своей взрослым ребенком», — пишет Василий Владимирович Гинкулов, соратник по «Парусу».

Все сказки Василия Стародумова — о нашей сибирской природе, о животных, о людях добрых и злых, о быте и обычаях бурятского народа. И не случайно его сказки любит печатать детский журнал «Сибирячок», ведь в них живут доброта, труд, красота и любовь. Его творчеством восхищались и восхищаются выдающиеся люди: классик мировой литературы Михаил Шолохов, известный советский кинорежиссер-сказочник Александр Роу, народный артист РСФСР Георгий Милляр, известные писатели Владимир Шалагинов и Евгений Суворов.

Поздняя слава

Очень долго Василий Стародумов обивал пороги местного издательства, но в ответ слышал отказ. В 1968 году в Новосибирске 300-тысячным тиражом вышла его первая книжка — «Омулевая бочка». Автору тогда исполнилось 60 лет. Вторая книжка вышла в Улан-Удэ в 1970 году. И только в 1975-м было покорено Восточно-Сибирское книжное издательство. Сборники имели разные названия («Ангарские бусы», «Рога Оргали»), но во всех были практически одни и те же сказки. Из 56 опубликовано было только 26. В 1993 году издан сборник в Японии.

Материалом для сказок о Байкале послужили легенды из бурятского фольклора, которые Стародумов собирал во время поездок по Прибайкалью. Сюжеты автор иллюстрировал сам. Да и кто мог бы талантливее представить в рисунках своих же героев? Все стены стародумовской квартиры при его жизни были разрисованы картинами на сюжеты байкальских сказок: тут и горные козлы, и олени, и медведи, и волшебные духи гор. И все это — на фоне грозного Байкала, грандиозных утесов и деревьев-великанов.

А еще сказочник увлекался фотографией, был фотолетописцем своей жизни и своего времени. Из его коллекции сохранились фотомонтажи о зарождении литобъединения «Парус», заседаниях и юбилейных датах клуба. Хранится галерея портретов писателей, с которыми связана его творческая жизнь. Есть фотомонтаж трагический: он был создан после смерти жены и гибели одного из сыновей. Александра Ивановна, верная спутница, была любовью и музой Василия Пантелеймоновича.

С ней он чувствовал себя как за каменной стеной, поскольку был натурой творческой и мало времени уделял житейским проблемам. Деньги он зарабатывал и всегда приносил в срок. В доме всегда было прибрано, уютно и сытно. Хозяин дома выглядел ухоженным, ладным, добротно одетым. После того как не стало Александры Ивановны, ему пришлось трудно: он не знал даже, где и что купить.

Доброе имя

В 1994 году к Стародумову пришло признание. Детской библиотеке № 19, что расположена в Иркутске II, присвоено его имя. Писатель не раз был гостем маленьких читателей библиотеки. Сейчас в читальном зале расположился небольшой музей «Жил среди нас сказочник». Портрет в застекленной рамке, сборники сказок напоминают маленьким читателям о необычайно талантливом сибиряке, на стенах развешано больше 20 его картин — иллюстраций к произведениям.

Стародумов любил детей, а они, в свою очередь, любили его. Ходили к нему на квартиру большими и маленькими группами в гости, и Василий Пантелеймонович радушно принимал их, беседовал, читал свои сказки. Геннадий Мирошниченко так пишет в «Книге воспоминаний» об этом: «Дети младшего возраста на вопрос учителя, какие русские писатели им известны, отвечали серьезно, не замечая несоответствия: «Знаем Пушкина и Стародумова».

Метки:
baikalpress_id:  8 514
Загрузка...