Со скоростью, неподвластной птицам

Новый рекорд для надувной лодки с аэромотором установлен на Ангаре иркутскими испытателями

— В тот день, когда нам удалось впервые преодолеть знаковый показатель скорости в 100 километров в час, мы проводили плановые эксперименты, — рассказывает руководитель предприятия по изготовлению аэролодок Леонид Телегин. — Ни о каких рекордах даже и не думали. Нас вполне устроил бы и предыдущий результат в 70 километров в час. Его мы добились в начале лета, и тогда нам казалось, что это просто фантастика, что-то невероятное...

Однако новый экземпляр удивил исследователей в первой же попытке: аэролодка пронеслась по Ангаре со скоростью 83 км/ч! И это при том, что управлявший ею инженер-испытатель Олег Воронов, по его признанию, полный газ не давал. Во втором заезде управлял лодкой уже Олег Телегин, и, если верить датчику GPS, судно пролетело по водной глади со скоростью 102 км/ч! Все присутствовавшие на берегу просто обалдели. Для надувной лодки с мотором это, несомненно, был мировой рекорд.

— 100 километров в час по воде — это как на автомобиле по ровному асфальту, — делится впечатлениями Олег Телегин. — Только вот птицы не успевают уворачиваться — у них просто реакции не хватает. Они не привыкли к объектам, которые движутся с такой скоростью. Когда я выехал на стаю чаек, они от неожиданности стали так бестолково разлетаться, что две птицы просто ушли под днище. Даже не знаю, выжили или нет. Но в той ситуации думать о пернатых было просто некогда. Лишь потом осознаешь, что на такой скорости та же чайка может угодить не в лодку, а в человека, который управляет судном, а вот это уже смертельно опасно.

До нас лишь американцам удавалось на судах похожей конструкции достигать таких же показателей. Однако у них лодки алюминиевые, с очень мощными аэродвигателями. Они в разы превосходят наши экземпляры по стоимости. На таких конструкциях богатые американцы во Флориде крокодилов гоняют. Кстати, однажды мы тоже ставили аэромотор на подобную металлическую лодку. Образец оказался так себе.

Во-первых, она неповоротливая, плохо управляемая и с большими рисками на переворот. Во-вторых, у нее слабое днище, которое приходится усиливать титановым листом, а это еще плюс 30 килограммов к и без того нелегкой конструкции. Идет она с одним человеком на борту со скоростью 65 км/ч, с двумя — уже 40 км/ч. В общем, не чета нашим аэролодкам...

Кстати, в тот день, с которого начал свою беседу с корреспондентом «Копейки» Олег Телегин, сюрпризы не закончились. Поставив на испытываемую модель более продвинутый винт, аэроакванавтам (назовем их так) удалось добавить к рекордному результату еще немного. 110 км/ч — это достижение вполне могло бы украсить страницы российской Книги рекордов.

— А начиналось все с полетов на парапланах. Потом попробовали в качестве эксперимента поставить аэродвигатель на обычную резиновую лодку, — вспоминает Олег Телегин. — Это сейчас мы с улыбкой вспоминаем тот первый экземпляр, а тогда возможности нового транспортного средства нас просто ошеломили. Открылись сказочные возможности. Уже тогда я понял, что наше детище будет пользоваться популярностью у любителей активных видов отдыха, охотников, рыболовов. Это судно может передвигаться не только по воде, но и там, где обычная лодка не пройдет: по мелководью, по снегу...

Было это пять лет назад. К сожалению, в силу определенных причин реализация проекта была приостановлена. Вернулись к нему мы только два года назад. Сначала ставили стандартные моторы на стандартные лодки. На первых же испытаниях наше детище с итальянским двигателем Viktor развило скорость что-то около 40 км/ч. В то время нам казалось, что это достойный результат. Правда, сразу же высветилась одна очень серьезная проблема: днище лодки было незащищенным, и любая мало-мальски серьезная преграда могла нанести серьезный вред нашей конструкции. Если честно, то именно по этой причине первый наш опытный образец «пал на поле испытаний»: ему просто распороли брюхо.

Инженерам предприятия было дано задание найти надежную защиту для аэролодки. Пробовали разные материалы, но каждый раз чего-то не хватало. Кто-то предложил нацепить на судно пластиковую чешую. Идея оказалась стоящей. Первые экземпляры подобной защиты делали из пластиковых бочек — отрезали верх и днище, а бока резали «на чешую».

Дела шли, в общем-то, хорошо, но скоро, по признанию Леонида Телегина, конструировать аэролодки кустарным способом ему и его товарищам наскучило. Хотелось чего-то своего, особенного. Чтобы не зависеть от производителей, они решили организовать цех по изготовлению собственных судов. Отправили одного из инженеров в Европу учиться клеить эти самые лодки. Затем закупили специальный ПВХ, клей...

— Первые экземпляры, конечно, были далеки от идеала, — рассказывает руководитель предприятия. — Однако мы теперь могли экспериментировать с формами лодок, искать свой оптимальный вариант. Нужно отметить, что динамика приобретения опыта у нас в то время была очень высокая, ведь каждый образец немного отличался от предшественников. И совсем необязательно в лучшую сторону. Но отрицательный результат, как известно, тоже результат.

Методом проб и ошибок исследователи нашли оптимальные параметры длины и ширины изделия, и сейчас Олег Телегин с гордостью говорит: у них есть серийный образец лодки, за который не стыдно. Что касается двигателей, то в этом вопросе все зависит от желания заказчика — можно поставить импортный или отечественный, можно 50-сильный или в два раза мощнее.

Кстати, серьезных конкурентов в стране да и, пожалуй, в мире у иркутских производителей аэролодок нет. Эксперименты с данным видом транспорта ведутся и в Москве, и в других городах России. Но, по последним данным, лучший результат там — это 36 км/ч на облегченной лодке с одним человеком на борту.

— Для нас это даже не вчерашний день — каменный век, — улыбается Олег Телегин.

Метки:
baikalpress_id:  8 417