Китайцы добрались до наших троллейбусов

Любопытные факты выяснились во время подготовки репортажа к Дню автомобилиста

В детстве я мечтала стать водителем троллейбуса потому, что у этой машины большой руль. А еще тогда казалось, что, если шофер сидит в кабине выше "Жигулей", "Волг" и "Запорожцев" , значит, он главнее и все должны уступать ему дорогу. Спустя много-много лет мне довелось подержаться за крылышко своей девчачьей мечты: посидеть в троллейбусе на месте водителя и даже посигналить. Оказалось, романтика большого руля вдребезги разбивается о забитые транспортом и перекопанные улицы Иркутска.

- Не скажу, что мечтал о своей профессии с детства, - признается Вадим Карканица, водитель троллейбуса. - Хотя за руль впервые сел еще в школе. После армии работал водителем на уазике, на "Волге" и вот уже 5 лет вожу троллейбус. Просто предложили попробовать - и мне понравилось.

Профессия сама по себе интересная, а у водителя троллейбуса есть еще много преимуществ перед теми, кто сидит за рулем обычных легковушек: о ремонте машины голова не болит. Во-первых, троллейбус постоянно проходит необходимый техосмотр, во-вторых, если что-то ломается, нужно просто написать заявку. Когда ремонт несложный, его делают за ночь, и к утренней смене "рогатый" уже готов. Хотя "за ночь" - громко сказано, отдыхает троллейбус, в отличие от его водителей, всего несколько часов в сутки.

- Я с шести утра вожу пассажиров, потом передаю смену другому водителю, и он работает до полуночи. Пока из парка выедешь, пока в парк заедешь, вот и получается, что у машины практически круглосуточное дежурство, - рассказывает Вадим. Погонять на троллейбусе по улицам Иркутска невозможно. Единственное место, где машина может развивать хорошую для своих габаритов скорость - плотина ГЭС. По ней троллейбусу разрешено разгоняться до 35 км/ч. Это максимум. Вообще, все участки дороги для каждого маршрута расписаны - какая скорость здесь оптимальная для наибольшей безопасности.

Человека "с улицы" за большой руль одиннадцатиметровой машины просто так не посадят и в рейс не отправят, будь он хоть суперводитель с огромным стажем. Обязательно нужно пройти курсы обучения, в первую очередь потому, что машина находится под высоким напряжением - 550 вольт. Чтобы выйти работать на линию самостоятельно, с наставником нужно наездить 280 часов.

- Мой первый выезд, - вспоминает Вадим Карканица, - врезался мне в память. Очень страшно было. Я даже не представлял, как я один буду управлять таким большим троллейбусом. Получилось так, что с наставником я все время ездил по "пятерке", а поставили меня сразу на "единицу". Хоть я не знал этого маршрута - где провода, как повернуть, - все равно дороги не боялся, угнетало чувство ответственности за пассажиров. А тут, как назло, студентов в салон набилось! Я ехал очень медленно, меня уже следующая "единица" догнала, водитель сигналит - не тормози! Доехал до диспетчерской, отдышался, себя успокоил - и снова в рейс.

Длина одинарного троллейбуса - целых 11 метров. Он кажется огромным и совсем неповоротливым, особенно если с "хвостом". По словам Вадима, на иркутских улицах его машину не уважают:

- Честно скажу - когда я работал на легковых машинах, тоже не очень-то на троллейбусы внимание обращал, понял только, когда сам сел за руль. Но что бы про нас ни говорили - мол, убыточный транспорт, неудобный, автобусы сейчас чувствуют, что мы им составляем конкуренцию.

Вот, например, те маршруты, что в Солнечный ходят, стараются меня и затереть, и подрезать, чтобы вперед уйти, пассажиров себе забрать. А у троллейбуса преимущество: пока водитель автобуса сам деньги собирает, я все три двери открыл: люди вышли, тут же вошли - и дальше поехали. Вот когда еще кондукторы работали, тогда мы действительно с автобусами гонялись: у нас план был по сбору денег, и мы его выполняли изо всех сил. Нам бы еще дороги хорошие - троллейбусам цены бы не было!

Пассажиров в троллейбусах действительно много: в часы пик набивается полный салон, как в советские времена, когда редкие маршрутки считались дорогой роскошью. Сегодня за толкучку в салоне люди обвиняют водителя: мы, значит, стоим тут, ждем, мерзнем, а наша "пятерка" все не едет! Что за безобразие!

Кстати, пассажиры Вадиму самые разные попадаются. Как-то несколько дней подряд у него в салоне "работали" музыканты: подошли молодые люди, лет по 20, прямо спросили - а можно мы у вас тут попоем? Парни на гитаре играли, девушка деньги в шапку собирала. Ездят в троллейбусах и самые настоящие хулиганы, пьяные драки устраивают, стекла бьют. Тихих проказников больше - тех, у кого руки чешутся где-нибудь чего-нибудь написать. Девушки без зазрения совести на задних спинках сидений оставляют номера своих мобильных телефонов и еще рядом сердечки пририсовывают, приписывают - "Скучаю! Позвони!"

Одного такого "писателя" Вадим однажды пытался воспитать: - Смотрю, написано: Вова. И номер телефона домашний. Я взял да позвонил, парень говорит: "Але!" Спрашиваю - Вова? Он радостный отвечает - да, Вова! Тут я и говорю: "Приходи-ка, Вова, в троллейбус пятого маршрута, будешь кресло оттирать от своей писанины". Пацан испугался и трубку бросил. Водить троллейбусы молодежь идет неохотно. Зарплата небольшая, график работы специфический - либо с раннего утра, либо до ночи. Не каждой жене понравится такое расписание. Вот и молодой сменщик у Вадима - отработал полгода и ушел на хлебное место.

- Водителей троллейбусов очень хорошо "разбирают", - говорит Вадим. - Он ведь и шофер, и электрик одновременно. Платили бы нам побольше...

Уходить со своей работы Вадим Карканица пока не собирается. С энтузиазмом рассказывает, что скоро в парке появятся обновленные троллейбусы. Модернизацию проводят китайцы - убирают кучу "лишнего" с крыши и из кабины, делают ее более просторной, меняют большие педали на маленькие удобные, а сзади, в салоне, ставят небольшой ящик, который заменит панель и контроллер водителя.

- Хотя у меня кабина и так уютная, - рассказывает Вадим. - Я два года назад новый троллейбус получил, сразу ее обустроил - поставил магнитофон, колонки, жена по моему заказу шторки сшила. Теперь на моем рабочем месте хорошо. Почти как дома!

Метки:
baikalpress_id:  8 332
Загрузка...