Марафон для умников и умниц

Традиционный интеллектуальный марафон состоялся недавно в иркутской средней школе № 30. Необычные вопросы, нестандартные задачи, составленные школьными учителями, помогли определить лучших юных математиков, физиков, филологов, знатоков других школьных предметов.

— Школьный марафон стал настоящим праздником для детей и взрослых, — рассказала завуч школы Наталья Шабогорова. — Дети работали по всем четырем блокам: филология (русский и иностранные языки), точные науки (математика, информатика), естествознание (физика, химия, география, биология), культурология (литература, история, обществознание). У каждого была возможность проявить свои наиболее сильные стороны, посоревноваться, как говорится, и товарищей посмотреть, и себя показать.

Напряженная тишина с утра стояла во всех школьных аудиториях. Необычность происходившего была понятна всем: после долгих летних каникул ребятам предстояло собрать воедино все услышанное, усвоенное на уроках, прочитанное и открытое самостоятельно. И стать победителем!

Но победа в интеллектуальном марафоне дело непростое. Задания, составленные педагогами, были необычными, и рядом с вопросами «базового» уровня, доступными любому середнячку, находились весьма продвинутые, так называемые олимпиадные. Возможность блеснуть знаниями, интеллектом получили все участники школьного марафона.

— Меня интересовало не столько знание детьми школьной программы (это я и так могу проверить), но прежде всего их умение рассуждать, делать прогнозы и выводы, — отметила преподаватель биологии Екатерина Гусева. — Вопросы по своему предмету составила нестандартные, не из школьной программы. Немного огорчило, что среди 11-х классов, например, максимальный балл никто не набрал. Похоже, ребята стремятся просто усвоить определенную сумму знаний и не развивают свои аналитические способности.

Интеллектуальные марафоны, по словам педагогов, проходят в 30-й не первый год. Нынешний во многом отличается от всех прочих прежде всего формой проведения. Если раньше там преобладали заочные формы интеллектуальных состязаний (дети участвовали в марафоне по желанию, задания выполняли дома, используя энциклопедии, словари, Интернет), то теперь в школе решили: надо дать шанс каждому.

Приятно удивило то, что поучаствовать в школьном марафоне пришли все, говорили мне преподаватели, — дети отсутствовали в тот день только по болезни. Разный уровень заданий не помешал даже более слабым ребятам найти что-то посильное для себя.

— В прошлом году я участвовала в дистанционной олимпиаде по английскому языку и истории, — рассказала ученица 9-го класса Александра Шабогорова. — Выиграла окружную олимпиаду, заняла пятое общегородское место по английскому языку. Это один из моих любимых предметов, думаю, он пригодится в моей будущей работе.

Впрочем, среди нынешних достижений Александры не только учебные, интеллектуальные. В 2006 году она стала чемпионкой Иркутской области по латиноамериканской программе — семь лет Саша занимается бальными танцами, участвует во всероссийских соревнованиях и добивается отличных результатов.

— Но танцы — мое хобби, — считает девятиклассница, — главное, конечно, учеба.

 Предварительные итоги, которые были подведены почти в тот же день, выявили немало победителей. Так, среди шестиклассников лучшими математиками стали Олег Иванов и Валерия Войтова, они набрали максимальное число баллов. В 10—11-х классах наибольшее количество баллов по этому предмету набрала Анастасия Гудкова.

Лучшими по русскому языку среди пятиклассников стали Анна Селенкова, Василий Нестеренко и Кристина Коновалова, у семиклассников — Владимир Елевтериади.

Максимальное число баллов по иностранному языку у ученика 6-го класса Алексея Найденова, семиклассницы Александры Степановой, восьмиклассников Ксении Непотюк и Александра Царькова. Это победители марафона. Через несколько дней они будут участвовать в окружных олимпиадах по предметам и, конечно, тоже постараются победить.

По мнению директора школы Веры Николаевны Афанасьевой, интеллектуальный марафон — емкая, современная форма работы.

— Мы даем возможность всем ребятам использовать те знания, которые они получили и на уроках, и во внеурочное время, показать свой интеллект и кругозор, — сказала Вера Николаевна. — Кроме того, эта форма работы имеет большое воспитательное значение.

В начальных классах интеллектуальный марафон пройдет в конце учебного года, так решили преподаватели. Младшим ученикам нужно время, чтобы накопить интеллектуальный багаж, подвести первые итоги своей учебной деятельности.

Недавно первоклассники 30-й впервые посетили школьную библиотеку. Они не только познакомились с новыми книжками: библиотекарь приготовила для них интересный урок — со сказочными героями и компьютерной поддержкой. Для ребятишек группы продленного дня педагоги дополнительного образования провели мастер-классы по тестопластике, театру, рисованию, вязанию, чтобы каждый ребенок смог выбрать себе занятие по душе. А еще малыши вместе с учителями обсудили, что такое успешный ученик и что нужно для успешной учебы.

— Мы рассказали ребятам обо всех конкурсах, викторинах и других интеллектуальных соревнованиях, где они могут принять участие. Успех во внешкольной деятельности обязательно потянет за собой другой, школьный успех, — объяснила замдиректора по начальной школе Вера Федоровна Морозова. — Главное — не сидеть сложа руки, надо искать, творить, пробовать разные виды деятельности.

С недавних пор в младших классах 30-й школы принято заводить портфолио на каждого ребенка. В специальную папку отправляют все благодарности, грамоты, дипломы, другие свидетельства успеха ученика. Единой схемы оформления здесь нет, ребенок вместе с родителями решает, какие странички будут в его «портфеле успехов» (так переводится это иностранное слово). В школьных портфолио не только хорошо проиллюстрированный рассказ о себе, своей семье, друзьях, увлечениях, но и успеваемость за каждую четверть, контрольные работы по предметам, графики развития, карты достижений и т. п. Словом, школьные портфолио — это еще и большой труд учителей младших классов.

Загрузка...