С запахом горького чая

Шелехов встретил самую большую выставочную коллекцию из Японии

Япония всегда в моде, японцы всегда на острие. Рождая новое, они умеют помнить о старом. Для того, чтобы это осознать, нужно ехать в страну восходящего солнца. А поучиться всему этому можно на выставке, которая проходит в Шелеховском городском музее. В его залах уникальные по духу и красоте экспонаты: тончайший фарфор Кутани, который несколько столетий поставляют к императорскому двору, картины из дерева, сделанные по особенной технике, - одним касанием ножа. Еще - современная фотография, живопись, каллиграфия. Ну и, конечно, ваш восторг.

Тоньше паутинки

 Японцы приехали в Шелехов из молодого города Номи.

С собой привезли свое искусство, которое подарили городу-побратиму. И к нему - капельку восточной практики: всем желающим показали чайный класс, уроки икебаны, гончарного мастерства.

 В стеклянных витринах - картины и картинки, черно-белые фотографии и символические иероглифы на рисовой бумаге. Но ноги упорно несут меня к фарфору - тому самому, который расписывается вручную кисточкой, тонкой, как паутинка. Узор на тарелке и кувшине настолько филигранный - невозможно поверить, что его сделали человеческие руки. Автор - Фукусима Такеюки живет в Номи, ему почти 70 лет и большую часть из них он создает вот такие шедевры. Вдохновляясь близостью моря, зелеными холмами и цветущей сакурой.

 На самом деле, изготовить одну пиалу или вазу - дорогого стоит. Все начинается с добычи камня, потом его измельчают до порошкообразного состояния, заливают водой. А после слива воды получают мягкую глину, которую гончары превращают в посуду. Обжигают ее, наносят подглазурный рисунок. А дальше к работе приступают такие мастера, как художник Такеюки. Тоненькими кисточками и только натуральной краской они рисуют узор, причем работают без увеличительных приборов. Делать это настолько сложно, что в год мастерские могут создать не больше 500 предметов. Стоят они очень дорого. К слову, часть их по традиции поставляется к императорскому двору.

 Очень интересна японская живопись - переворачивает твое представление о том, какими должны быть картины.

В ней все как-то просто и непросто. Не нужно стоять и думать, что хотел сказать художник - все и так понятно. Вот цветущая сакура. Вот горные бедняцкие деревушки. Храм в Киото со вздернутой крышей, на которой сидит дракон.

 Отдельного внимания заслуживает каллиграфия или искусство седо - своеобразная система письма, когда отдельные иероглифы обозначают целые понятия. На рисовой бумаге гуашью нарисованы символичные "Долголетие", "Истина", "Танец опадающих лепестков". И еще один, который показался мне особенно жизненным, - "Каждая встреча единственная".

Небо, земля, вода

 Под этим девизом - "Каждая встреча единственная" - и проходил в Шелехове мастер-класс японских гостей. Сасаки Мачико, специалист по икебане, рассказала, что несмотря на то, что сейчас образование в Японии абсолютно европеизировалось, многие до сих пор получают традиционное японское. И икебана - важная его часть:

- Это прикладное искусство - способ показать мир, и поэтому в нем обязательно присутствуют три элемента - небо, вода и земля.

 Все букеты, которые сделала Сасаки, тут же были раздарены. А от ее мягкого голоса и от цветов, расставленных вокруг, создалось ощущение свежести и ранней весны. А потом все пили чай. Это была настоящая чайная церемония.

- Очень важно настроение, - объясняли японцы, - зимой должно быть ощущение тепла, летом - прохлады. Обязательна тишина. Особенно хорошо пить чай зимой, когда рано темнеет и комната растворена в сумерках. Через чай люди познают мир. Чайная утварь - это отображение личности человека. Например, чашка становится продолжением его руки.

И пьющий обязательно должен медленно повернуть ее, чтобы рассмотреть рисунок.

 Сначала распорядители церемонии угостили всех маленькими конфетками, похожими на сахарную пудру.

- Я только потом поняла, зачем они, - поделилась после чайного класса Наташа Дулепова, гостья церемонии. - Чай был очень горький, совсем не тот, что продается в наших магазинах. И эти конфетки должны были скрасить его горечь. Но мне была важнее сама атмосфера - очень спокойно, тихо. Это неслучайно - японцы пьют чай для очищения души: как мы ходим в церковь, они ходят на чайную церемонию.

 Но больше чайной церемонии Наташу поразила работа Фукусима Такеюки, который долго расписывал своей кисточкой тарелку. И она так же долго наблюдала за его работой. А потом мастер нарисовал ей в подарок на визитке воробья и несколько цветов - таких же тонких и звонких, как знаменитый фарфор Кутани.

Японцы верят, что мир меняется каждую секунду, он неповторим, и его красота исчезает. Поэтому так важно ее запечатлеть.

P.S. Это самая большая выставочная коллекция за все годы дружбы Шелехова с Японией. Посмотреть ее можно в течение августа и сентября.

Метки:
baikalpress_id:  7 765