На границе миров

Иркутский музыкант Леонид Гурулев сумел соединить баян, синтезатор и компьютер

Событие-переворот
 Детство Леонида Семеновича Гурулева прошло на границе Иркутской области и Бурятии.
— Дом моих родителей находился в поселке Выдрино, это в Бурятии. Но, стоит миновать мост через реку Снежную, и уже оказываешься в поселке Новоснежном, относящемся к Иркутской области. Для нас это было удобно. Например, нам в Выдрино завозили мясопродукты раз в неделю, во вторник. А «за границей», в Иркутской области, другие порядки. У них «мясной» день в четверг. Тогда я садился на велосипед и через пять минут уже был «за границей». И получалось, что у нас на неделе было два «мясных» дня, — рассказывает Гурулев.
 В Иркутск его привела болезнь. Школу он заканчивал в 20-м интернате для детей, больных полиомиелитом, на улице Марата. Получив аттестат, решил поступать в музыкально-педагогическое училище.
— Отец мой гармонист, я от него и нахватался. А начальную нотную грамоту я сам освоил, — говорит Гурулев.
Окончив училище, он стал руководить вокально-инструментальной студией в Доме культуры в Академгородке. Леонид Семенович включает аппаратуру, и звучит бодрая эстрадная музыка. Затем вступает голос — голос Гурулева.
— Я эту песню в молодости сочинил и исполнял на дискотеках, чтобы внимание девушек привлечь, — улыбаясь, поясняет Гурулев.
Поскольку часто приходилось обращаться с радиотехникой, Гурулев и в это дело вник основательно. Начав с ремонта магнитофонов, он впоследствии «дослужился» до наладчика контрольно-измерительных приборов четвертого разряда в Институте геохимии, куда его привело знакомство с одним из сотрудников института.
Время шло, у Гурулева появилась семья, дети. Словом, дела налаживались. Он даже приобрел машину. Вот она-то и явилась причиной события, перевернувшего его жизнь.
Знакомство с аккомпаниатором Эдиты Пьехи
— Спешно надо было ехать, а шины у меня «лысые». Автомобилисты знают, что это такое. Не успел их заменить. Гололед и спешка... Авария была очень серьезной, — вспоминает Гурулев.
 После аварии Гурулев почти полностью лишился возможности самостоятельно передвигаться. Позже это стало удаваться, но с трудом и только в пределах квартиры. Однако несчастье не смогло заставить Леонида Семеновича раскиснуть. Просто теперь его неудержимая энергия получила иное направление, несколько неожиданное для окружающих и для него самого.
— Я продал то, что осталось от машины, и купил компьютер. На дворе стоял 1995 год. Тогда еще мало у кого дома ПК стоял. У меня сначала был, если сравнивать с нынешними, простенький, 386-й. До того я никогда не имел дела с компьютером. Осваивать его начал самостоятельно, по пособию для программистов, — вспоминает Гурулев.
 Начав в сорокалетнем возрасте, он продвигался в обучении семимильным шагами. Через друга-программиста Гурулев познакомился с директором фирмы «Галактика-Иркутск» Александром Ивановичем Должиковым, с помощью которого комната Гурулева постепенно превращалась в ультрасовременную лабораторию хакера. Напомним, словом «хакер» называют не только взломщиков систем компьютерной безопасности, но и продвинутых пользователей вообще. Гурулев как раз из последних. Путешественникам по киберпросторам известен созданный Гурулевым обучающий сайт, побеждавший в сетевых конкурсах. Зашедший на сайт может брать уроки игры на многих инструментах у высококлассных музыкантов из разных городов России.
— Именно через сайт я познакомился и начал переписываться с Юрием Цветковым, руководителем ансамбля, который сопровождал выступления Эдиты Пьехи, — говорит Гурулев. — На том же сайте можно разместить музыку собственного сочинения или послушать чужую и качнуть ее для себя, обменяться мнениями с посетителями сайта, поучаствовать в конкурсах.
— Недавно мы проводили конкурс на лучшую обработку знаменитой песни «Бесаме мучо». Мне лично понравились варианты, пришедшие из Воронежа и Москвы, — продолжает Гурулев.
 Пальцы его прыгают по клавиатуре, вновь звучит музыка. Начало вызывает комическое недоумение — похоже, «Бесаме мучо» исполняет очень неумелый и очень подвыпивший гармонист. Мы не в силах удержаться от смеха. Однако за несколько тактов музыка неуловимо и остроумно перестраивается... и вот уже мы захвачены искрящимся потоком, соединившим латино и джаз и напомнившим: джаз — производное от «джэзинг ит ап», что примерно значит «играть воодушевленно, чтобы нога в ритм притопывала».
Полночи тискать клаву
Леонид Гурулев — владелец виртуального магазина нотной литературы.
— Один из покупателей меня очень удивил. Связывается со мной по имейлу интеллигентная дама из Санкт-Петербурга, приобретает сборники с произведениями Шопена. А потом спрашивает: «Нет ли у вас песни «Мурка»?» Я поразился: после Шопена — и вдруг всем известная блатная «Мурка»! Этот и другие подобные случаи показали, что на рынке музыкальной, нотной литературы есть дефицит любимых в народе, в том числе и так называемых блатных произведений. То есть они имеются в продаже, но только мелодии, совершенно без аккомпанемента. Тогда я сам начал создавать обработки популярных мелодий, — рассказывает Гурулев, протягивая новенький нотный сборник.
 А еще музыкант оказывает услуги по созданию сайтов, рассылке электронной почты, поиску информации в Интернете, набору и распечатке текстов, в том числе и нотных. Именно за этим к Гурулеву обращается известный иркутский композитор Ольга Горбовская. А не менее известный гитарист Александр Сага записал один из своих последних дисков в этой самой комнате, где Леонид Семенович просиживает ночи за компьютером.
 — Ночью пользование Интернетом дешевле, — поясняет он. — Днем же клиенты сменяют один другого. Печатаю рефераты студентам, набираю диссертации их преподавателям. Кручусь — трое детей у меня... — говорит наш герой.
При всем при этом он не забывает о насущных бытовых заботах — вроде платы за квартиру, которую Гурулев осуществляет, не вставая из-за компьютера и пользуясь системой электронных платежей. Все, кто знает Гурулева, в один голос говорят, что не видели другого примера столь разнообразного и скоростного владения компьютером.
 Видя Гурулева за работой, иной раз кажется, что присущая его натуре стремительность хоть и человеческая, но превышает скорость «разумного электричества», как называют функционирующую киберсреду.
 — Сервер у них тормознутый... — нетерпеливо ворчит Гурулев, связываясь с одной из фирм, и, заполняя ожидание, извлекает на экран неоконченную партию в бридж.
Говорим с Гурулевым о казусах, происходящих при работе в сети. Возникающие на экране из ниоткуда шуточки, типа фразы «Привет, уроды!» или чего другого, столь же любезного при некоторых операциях, известны всем.
 — А вот меня однажды посетил необычный вирус. Он мне работу процессора так организовал, что на диске видимые царапины остались, будто иглой кто-то поработал, представляешь? Прямое механическое воздействие. Я не думал, что такое бывает! Наделал он мне дел... Чтобы пофиксить баги (исправить ошибки), пришлось идти на икс-сайт за антивирусом и, восстанавливая все, полночи тискать клаву (работать с клавиатурой).
Это и предыдущее выражения — компьютерный жаргон, с которым частично каждый знаком, как с пресловутой «собакой» (которую Гурулев, кстати, чаще обзывает лягушкой).
Гурулев сворачивает бридж, связь установлена.
— Нет спасу от спама, — вздыхая, каламбурит он.
(Спам — информационный мусор, реклама).
Наконец-то можно сделать перерыв и поговорить о том, на что к Гурулеву приходят подивиться опытные люди, которых непросто удивить.
Чудо-аппарат
 — Не утверждаю, что этот аппарат самый лучший. Но что в точности такой, как у меня — единственный в мире, в этом я уверен, — говорит Гурулев.
 Несколько лет назад ему пришла в голову идея «скрестить» электронный баян и синтезатор «Ямаха». Эту идею вызвали несколько причин. Во-первых, у электронного баяна, по мнению Гурулева, по современным меркам примитивное звучание и, кроме того, не предусмотрена возможность подключения к компьютеру. Во-вторых, Гурулев баянист и ему привычнее баян, чем синтезатор с его фортепианной клавиатурой. В-третьих, лишь специфика баяна допускает некоторые фишки в игре, которые в сочетании с возможностями компьютера дают поразительные звуковые эффекты.
— Мне помогал Алексей Чуканов из политеха, — говорит Гурулев.
Изобретатели встроили внутренности синтезатора «Ямаха» в баян. Но тут возникла неожиданная проблема: японский синтезатор наотрез отказывался признавать российскую клавиатуру. Изобретатели решили проблему следующим образом: рассчитали и изготовили несколько плат «электронных ключей», которые имитировали нажатие клавиши японской клавиатуры. А баянная клавиатура управляла этими «ключами». То есть примерно так: при нажатии на кнопку баяна срабатывал определенный электронный ключ, который и имитировал нажатие клавиши родной ямаховской клавиатуры. Созданный аппарат Гурулев совместил с компьютером. Таким образом на границе музыкального и виртуального миров возникло нечто новое.
Новизну Леонид Семенович любит во всем — от свежих компьютерных усовершенствований до свежих анекдотов, которые собирает. Вот один из его коллекции: «Рыцари всегда шли на подвиг ради дам. Ради не дам — не шли».

Несколько лет назад ему пришла в голову идея «скрестить» электронный баян и синтезатор «Ямаха».

Леонид Гурулев — владелец виртуального магазина нотной литературы.

На границе музыкального и виртуального миров возникло нечто новое.

Гурулев продал то, что осталось от машины, и купил компьютер.

Загрузка...